Дифференциация свистящих звуков речевой материал пересказы. Стихотворения и скороговорки на дифференциацию свистящих и шипящих звуков учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему. Именины у бабуси


АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ
ЗВУКОВ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА С

1. Спой «песенку насоса». Произнеси звук С длительно на одном выдохе: с-с-с...

2. Повтори прямые слоги со звуком С: са-со-су-сы.

3. Повтори обратные слоги со звуком С: ас-ос-ус-ыс-ис-ес-ёс-юс-яс.

4. Повтори слоги, где звук С находится между гласными.

аса-асо-асу-асы оса-осо-осу-осы

уса-усо-усу-усы ыса-ысо-ысу-ысы

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

ста-сто-сту-сты ска-ско-ску-скы

спа-спо-спу-спы сна-сно-сну-сны

сма-смо-ему-смы сва-сво-сву-свы

6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

аст-ост-уст-ыст-ист-ест-ёст-юст-яст

аск-оск-уск-ыск-иск-еск-ёск-юск-яск

асп-осп-усп-ысп-исп-есп-ёсп-юсп-ясп

асм-осм-усм-ысм-исм-есм-ёсм-юсм-ясм

асв-осв-усв-ысв-исв-есв-ёсв-юсв-ясв

7. Повтори слова, где звук С находится в начале слова.

Са: сад, сани, сатин, самокат, сайка, сам, Саня, сапоги, сауна, сабо, садок, Савва; событие, совёнок, совок, со­вет, сова, софа.

Со: сок, сон, сом, соя, сода, Софья, Соня, сопка, сотня, сойка, соты, сонный.

Су: суп, сумка, суббота, судно, сукно, сундук, сухо, суета, сутки, сухой, суматоха, субботник.

Сы: сын, сыт, сынок, сыпать.

Стечение согласных: сваи, свобода, свой, свод, скамейка, ска­кать, скат, скоба, скобка, скука, смотать, снова, сноп, сны,




кот, - «Да отнесу своим котятам. Пусть она им песни поёт, а то никак не хотят спать без песен».

А птица Цап-цапу: «Нет, не буду я одним твоим котятам петь песни. Я пою на свободе всем».

Как гусеница овцу хотела обмануть

Несёт овца зайцу гостинец - капусту. «Какой вкусный у овцы гостинец, вот бы и мне такой, - думает гусеница.

Овца, овца! Отдай мне капусту. Такую капусту заяц не ест. Он ест цветную капусту.

Заяц ест всякую капусту. А тебе, гусеница, стыдно меня обманывать.

18. Повтори скороговорки*.

У сосны птица пьёт водицу.

Весной посадим цветы и акации кусты.

Купец Сысой идёт с косой.

Птицам и птенцам на акации не спится.

Под навес овёс отец Сани унёс.

Цветут весной Акация с сосной.
На суку сухом Птица с птенцом. Весна в цветах, Птица в кустах.

Под акацией водица, Пьёт водицу там синица.

Пусть метёт метелица. По лесу снегом стелится.

Цветут цветы, цветут цветы В цветах сады,

в садах цветы.


дит синица. Овца ест цветы в цветнике. Заяц сидит под

кустом акации. Наступит весна - будут цвести цветы.

Сегодня целый день светит солнце.

Шесть слов. Собака сидит на цепи у будки. На Сониной

косынке цветы и птицы. Весь день в небе сияет солнце.

Синица склевала гусеницу на сосновом суку.

Семь слов. Высоко на ветке сосны спит птенец совы. Саня

видит стаю птиц высоко в небе. Саня и Соня на сцене

поют песни.

Повтори пословицы и поговорки.

И месяц светит, когда солнца нет.

Не цвести цветам на снегу.

Весной цветы, а осенью снопы.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Повтори и отгадай загадки.

Нос как спица, а не птица. (Комар)

На всех садится, никого не боится. (Снег)

Сидит девица в темнице, На цветке - цветок,

А коса на улице. Пьёт вкусный сок.

(Морковь) (Бабочка)

Повтори стихи и чистоговорки.

Ец-ец-ец, ец-ец-ец, По ночам сове не спится.

Видит гусениц птенец. Ведь сова -

Ец-ец-ец, ец-ец-ец, Ночная птица.

Поёт песенки птенец. В. Шулъжик

Ца-ца-ца, ца-ца-ца,

У воды стоит овца.

А. Хмелёва

17. Послушай сказки*. Назови слова со звуками С - Ц. Перескажи сказки.

Кот и птица

Сидит на акации птица и поёт: «цив, цив, цив». А кот Цап-цап тут как тут. «Дай-ка поймаю эту птицу, - думает

спать, спокойно, спутник, спутать, спугнуть, стая, стакан, станок, стадо, ставни, ставить, стать, стадион, стог, сто, стук, ступенька, ступа, студить, студент, стынуть.

8. Повтори слова, где звук С находится в середине слова.

Са: оса, коса, писать, кусать, посадка, гусак, Анфиса.

Ас: паста, пастух, настанет, каскад, каска, маска, опасно.

Со: песок, кусок, осока, носок, босой, высокий, поясок.

Ос: пост, воск, мост, киоск, хвост.

Су: несу, пасу, посуда.

Ус: куст, пусто, капуста, август, фокусник.

Ис: писк, миска, диск, аист, аистёнок, пианист, танкист.

Сы: косынка, посыпать, весы, бусы, гусыня.

Ыс: выступ, выставка.

Ее: место, тесто, тесно, теснота, весна.

Яс: ясный.

9. Повтори слова, где звук С находится в конце слова.

Ас: квас, бас, нас, погас, ананас.

Ос: нос, покос, поднос, кокос.

Ус: вкус, кактус, укус, фокус, автобус, фикус, минус.

Ыс: мыс, кумыс.

Ис: Денис.

Ёс: пёс, овёс, утёс, унёс.

Ее: навес.

10. Повтори слова с двумя звуками С.

Стае, соска, сосна, уксус, насос, соус, Сусанна, Самсон, космос, саксофон, сосуд, стамеска.

11. Повтори словосочетания.

вкусный суп усатый сом высокая сосна

навесной мост сосновый сук сухая косынка

мамины бусы мягкий воск высокий утёс

сонная киска медовые соты ясный день

искусный фокусник опасный выступ сдобное тесто

сафьяновые сапоги пустая миска густой сок

тенистый сад ананасовый сок сатиновый пояс

пустой автобус сытный студень мясной соус

автобусная остановка тонкое сукно пустая комната

Повтори предложения.

Три слова: В саду осы. У сома усы. Сын ест суп. Пастух пас стадо. Денис пьёт кумыс. Сын моет посуду. Саня моет посуду.

Четыре слова: В саду много ос. Соня сама ест суп. Анфиса пьёт вкусный сок. На мосту стоит автобус. Пёс ест ку­сок мяса. Савва готовит суп киске. У сада высокий мост. Скамейка стоит в саду. Дениска сам надевает сапоги.

Пять слов: В саду стоит высокая сосна. Под сосной стоит собака Сойка. У Сони коса до пояса. Соня ставит сум­ку на скамейку. У Сани санки едут сами. На сосновом суку два совёнка. Стае и Соня идут в сад. У высокой со­сны навесной мост. По мосту едет пустой автобус. Ан­фиса сама готовит вкусный обед.

цветная капуста вкусный цукат куцый хвост высокая оценка детский костюм песцовая шапка

Шесть слоя: В субботу Стае идёт в сад. Мама готовит вкус­ный суп с капустой.

Семь слов: У Сани в сумке ананас и капуста. У Саввы фи­кус, а у Сони кактус. Соня и Саня идут на выставку со­бак. Денис ставит свой самокат у скамейки.

Семь слов: У Сани в банке сом с усами.

Восемь слов: У нас в саду кусты и высокие сосны.

Евгения Асавлюк
Подгрупповое логопедическое занятие «Дифференциация свистящих и шипящих звуков».

Тема : «Поможем лесным друзьям» .

Цель : с помощью игровой мотивации стимулировать и облегчить уточнение и сравнение артикуляции свистящих и шипящих звуков и закрепить их правильное произношение в речи.

Задачи :

1. Образовательные :

Отрабатывать правильную артикуляцию свистящих и шипящих звуков ;

Автоматизировать звуки [С-З-Ш-Ж] в словах ;

Учить дифференцировать свистящие и шипящие звуки .

2. Коррекционно-развивающие :

Совершенствовать артикуляционную моторику;

Развивать фонематический слух;

Развивать мелкую моторику, речевое дыхание;

Развивать слуховое внимание, слуховую память.

3. Воспитательные :

Воспитывать самоконтроль за речью, вырабатывать положительную мотивацию к выполнению заданий.

Оборудование : индивидуальные зеркала, вертушки, карточки с образами звуков , мягкие игрушки мышь и ёж, цветные карандаши, бумага для рисования, шаблоны-призы ежи, схема «правила поведения на занятии » , проектор, компьютер, презентация «Поможем лесным друзьям» ,

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня к нам на занятие гости из лесного детского сада едут на автобусе. А кто это, мы узнаем чуть позже. Прежде чем встретить наших гостей, сделаем дыхательную гимнастику.

2. Дыхательная гимнастика. (стоя)

1) Разогреем руки (тёплый выдох) ;

2) Вертушки (холодный выдох) ;

3) «Короткий - длинный» .

3. Целевая установка.

А теперь пора узнать, кто же к нам приехал? (ежонок и мышонок) .

Их из лесного детского сада направили к нам посмотреть и поучиться у вас, как вы научились правильно произносить звуки [Ш-Ж-З-С] . Поможем им?

4. Артикуляционная гимнастика.

Прежде, чем приступить к звукам , подготовим язычок , гимнастика для языка : «Улыбка, заборчик, трубочка, лопатка, варенье, парус, чашечка» .

5. Проверка домашнего задания.

А теперь покажем гостям, как вы приготовили дома стихи. Внимательно слушайте друг друга, чтобы не допустить ошибок. (дети по очереди рассказывают стихи из домашнего задания) .

6. Игра «Чей звук .

Давайте поиграем. Приготовьте карточки. Слушайте внимательно звуки , показывайте соответствующие карточки.

7. Динамическая пауза с пальчиковой гимнастикой.

Ещё покажем гостям гимнастику для пальчиков «Про ежей» . Стоя.

8. Игра «Внимательные уши» .

А теперь покажем, какие у вас внимательные уши. Я буду произносить слова, вы внимательно слушайте, проговаривайте и карточками показывайте, какой слышится звук .

Сок-шок, Нос-нож, жук-зуб, усы-уши, ежи-вазы.

9. Игра «Кто спрятался в словах» .

Поиграем ещё одну игру? Проговаривайте правильно и чётко название изображённого предмета и покажите карточками, какой звук спрятался в слове . (подобраны предметные картинки, в названиях предметов шипящие и свистящие в разных позициях ).

10. Работа с текстом.

У меня есть стихотворение про мышь и ежа. Давайте его заучим, лесным гостям будет очень приятно.

11. Графическое упражнение.

Гости привезли вам подарки. Шаблоны ежи. Их можно обвести и нарисовать красивых ежей.

Вы сегодня очень хорошо поработали. Как вы думаете пригодиться в лесном детсаду всё, что вы показали? Что вам больше всего понравилось? Гостям пора возвращаться в лес, а вам в свои группы.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч-Ц

ча-ца чо-цо чу-цу чи-цы че-це

ца-ча цо-чо цу-чу цы-чи це-че

ач-ац еч-ец ац-ач оц-оч

уц-уч яц-яч иц-ич ец-еч

ич-иц оч-оц уч-уц яч-яц

Лётчица, ученица, горчица, волчица, птичница, отличница, молочница, лечебница, чечевица, цыпочки, учительница, чер­нильница, цыплёночек.

дача-яйца плечо-лицо бахча-овца

чеки-цепи челюсть-целый добыча-водица

чех-цех чиркнуть-циркуль меч-жнец

чайка-цапля жарче-сальце гречка-грецкий

Чёрный скворец, чистая улица, чужая пуговица, чёрная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печёные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвёртый палец, точёное кольцо, целая чашка, цепкий крючок.

Печёт солнце. Вова очистил яйцо. Цветёт черёмуха. Скачет конница. Я хочу напиться чаю. Кузнец куёт горячий металл. У крыльца лежат кирпичи. Учиться - всегда пригодится. Птички отпели, цветы отцвели. Жучка на цепи у крыльца. На акации чирикает воробей. Кучер сел на облучок. Мчит коляска: цок-цок-цок. У мельницы злится река.


Загадка

На окне цветок колючий

Смотрит за околицу.

Вы его не троньте лучше -

Очень больно колется.

Осторожные

Смолк над лесом гром гремучий

Целых три часа назад.

Но грибы на всякий случай

Из-под зонтиков глядят.

(В. Орлов)


6. Упражнение

Пчела

На цветке сидит пчела,

До чего она мала.

Набирает сладкий сок

Наша пчёлка в хоботок.

А цветок качается -

Это ей не нравится.

(К. Быкова)

Первый червяк

Повела курица цыплят учить червяков искать.

Червяки бывают всякие, и найти их не просто, - учила курица.

Восемь цыплят слушали курицу. А два цыплёнка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Очень хотелось пер­выми найти червяка.

Один цыплёнок споткнулся обо что-то и упал.

Это и есть червяк, - кричал цыплёнок.

Мы откопаем его и отнесём этим глупцам. После долгих трудов цыплята наконец откопали червяка и понесли червяка своим братцам.

Вот что такое червяк, - сказали цыплята и бросили... гвоздь.

(По М. Петрову)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч-Щ

ща-ча що-чо щу-чу щи-чи

ще-че ча-ща чо-що чу-щу

чи-щи че-ще

ащ-ач ощ-оч ущ-уч ыщ-ыч

ящ-яч ющ-юч ищ-ич ещ-еч

ач-ащ оч-ощ уч-ущ ыч-ыщ

яч-ящ юч-ющ ич-ищ еч-ещ

Чаща, чище, щёчка, щучка, ящичек, вещичка, щеночек, ру­чища, щепочка, щёточка, учащиеся, точильщик, часовщик, до-щечка, волчище, кричащий, скучающий.

Ща-ча, щу-чу

гуща-куча пуще-туча пищать-печать угощать-укачать

освещать-свеча помещать-помечать трещать-встречать

тащу-точу угощу-молчу щука-чурка

Щё - чё

щётка-чётка

мощёный-мочёный лощёный-точёный сгущённый-копчёный

Щи - чи

щит-чиж клещи-плечи гонщик-гончий ящик-мячик

тащить-точить трещит-рычит лещи-лечить пищит-мычит

лущить-получить вещица-волчица ищите-учитель

Ще - че

щель-качель щели-качели

щепка-чепчик ущелье-ученье

щегол-чехол щетина-четыре

Чёрный щенок, коричневый плащ, чужие вещи, сочные ово­щи, почтовый ящик, колючая щётка, чистое помещение, пти­чий щебет, прочный щит, молочная пища, копчёная щука, горячая щека, чудесное угощение.

В чаще грачи. У Миши ящичек. На двери прибита дощеч­ка. Рыщет в лесу волчище. У мальчика щётка. Носильщик несёт вещи. Свеча едва освещала избушку. В буфете сгущён­ное молоко и копчёная колбаса. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. На припёке снег растаял, блещут в лужицах лучи. Са­мовар я вскипячу, сладким чаем угощу. Сорока нас встречала и громко трещала. В печке весело трещат дрова. Зазвенела роща молодая, зазвучали птичьи голоса.

Небылицы

Я видел подснежник в осеннем лесу,

Где заяц тащил по опушке лису

И волк за охотником крался.

Я слышал: охотник зубами стучал,

Я слышал, как он «Помогите!» кричал

И громко от страха смеялся!

Вчера я поехал пешком по дрова,

Под снегом вокруг зеленела трава.

Я из лесу дров не привёз целый воз

И тёр на жаре обмороженный нос!

(Т. Белозёров)

Черныш

У нас щенок. Он чёрный, и потому у него кличка Черныш. Черныш живёт в чулане. В чулане стоит ящик. В ящике он спит. Щенок очень шалит. Черныш тащит в чулан вещи. Там можно найти всё что угодно. Плащ, щётки, чулки, дощечки... Летом Черныш бегает во дворе.

6. Упражнение . Выучить наизусть стихотворение.

Солнце улыбается

В тысячу лучей,

Солнцем освещается

Тысяча вещей:

Луг, река,

Над речкой мост,

А по мосту едет воз,

На возу мешки с пшеницей,

На мешках сидит возница,

Высоко сидит возница,

С высоты видна станица.

(Е. Гуцало)

Живые удочки

Обитатели в море встречаются подчас удивительные.

Раз мы вытащили на палубу небольшую рыбу. У неё была зубастая пасть, а из головы росла... удочка. Удочка оказалась длиннее самой хозяйки. Эта хищная рыба-удильщик живёт в глубинах и ловится редко. Там, где она живет, не бывает светло. Солнечные лучи не могут пробиться сквозь морскую толщу.

Это настоящий удильщик с удочкой. На конце удочки ры­ба-удильщик зажигает фонарик. Он горит во мраке, как ночной светлячок. Глупые рыбёшки плывут посмотреть: что это светится? И конечно, они попадают в пасть рыбы.

Есть ещё электрические скаты - плоские и с хвостом вро­де шила. Они защищаются электрическим током.

(Ю. Качаев)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц-Ч-Щ

ца-ча-ща цы-чи-щи що-чо-цо ще-че-це

ац-ач-ащ яц-яч-ящ ащ-ач-ац ящ-яч-яц

цо-чо-що це-че-ще щу-чу-цу

оц-оч-ощ иц-ич-ищ ощ-оч-оц ищ-ич-иц

цу-чу-щу ща-ча-ца щи-чи-цы

уц-уч-ущ ец-еч-ещ ущ-уч-уц ещ-еч-ец

овца-куча-гуща цепь-чей-щель лицо-плечо-ещё

целина-четыре-щетина зацепка-чётко-щепка

цапля-чайка-ищейка цирк-чирк-щит овца-бахча-борща цемент-чехол-щегол цеплять-чихать-щипать

3. Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.


Мальчик поймал ящерицу. В лесу рыщет волчица. У грачей пищат птенцы. Щенок возится в чулане. В роще щебечут птицы. Зайцы грызут кору в чаще. Птицы ищут червяков. Курица ищет жучков. Курочка потеряла и ищет цыплят. Жучка тащит рукавицу. Хищная птица несет добычу. На ули­це дощечки и щепки. Морозец крепчал и щипал щёки и пальцы. Сквозь тучи блещут лучи солнца. Отец поймал на удочку щуку. Мальчик тащит на улицу мяч. Щенок гоняется за птичкой. Продавец показал чёрный плащ. Журчит, бежит по улице сверкающий ручей. Мчатся тучи, вьются тучи; неви­димкою луна освещает снег летучий.


Загадки

Сам не видит и не слышит.

Ходит, бродит, рыщет, свищет.

Кто навстречу попадётся,

Обнимает и дерётся. (Ветер)

Со мной ходи стрелять учиться,

На грядке ты меня ищи.

Могу попасть я метко в птицу,

А чаще попадаю в щи. (Лук)

Повернулось к солнцу

Золотое донце.

В донце оконца,

В оконцах щелкунчики,

Щелкунчики-грызунчики.

(Подсолнух)


Ящерица

Витя и Ваня - товарищи. Поймали они ящерицу. Куда её деть? Они взяли ящичек. Сбоку сделали дверцу. Сверху при­били сеточку. В ящик насыпали речного песочка. Положили травки. Посадили в ящик ящерицу. Наловили мух и жучков. Ящерица их поедала.

Роща

Весной в рощу прилетело много птиц. Всех приметней гра­чи и скворцы. Чёрные и проворные. Хлопочут птицы в чаще. Трещат сучья и веточки. Это птицы делают жилище. Лучисто светит солнце. Весело щебечут птицы. Птицы выводят птен­цов. Птенцам нужна пища - жучки, червячки, гусеницы. Птицы ищут пищу не только в роще. Летают и на поля.

6. Упражнение . Выучить наизусть стихотворение.

Песенка точильщиков

Точим, Припасы:

Точим, Масло,

Точим нож! Сало,

Будет Хлеб,

Очень Колбасы,

Он хорош. Помидоры,

Будет Огурцы -

Резать он Угощайтесь, молодцы!

Рачок-мореход

После плавания мы чистили корабль от ракушек и травы. Их столько на днище, что кораблю мешают плыть. Целая борода волочится у днища. Чистили кто чем: скребком, щётками и даже долотом - так крепко уцепились за днище рачки.

Чистили, чистили, а боцман говорит:

В море опять обрастём. Рачки и улитки только и ищут, на ком бы поселиться.

Наконец дно вычистили и начали красить. А боцман заста­вил меня отбить морской жёлудь. Жёлудь - это ракушка белая с крышечкой, внутри рачок. Стал я скребком сбивать - ракушка не сбивается. Внутри рачок чавкает, только крышечку чуть-чуть приоткрыл.

«Эх, - думаю, - пускай остаётся рачок-мореход. Крепко прицепился к днищу и плавает с нами».

В море я думал о рачке: сколько ещё ему придётся испы­тать в плаванье.

Открытое занятие на методическом объединение:

Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах

«В гости к бабушке- загадушке»

Учитель- логопед Сафина Л. А.

Организационная часть :

Логопед . Ребята. Посмотрите,к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети .Здороваются.

Логопед. Ребята,а вы любите сами ходить в гости?

Дети. Да.

Логопед. Я бабушка- загадушка., хочу вас пригласить к себе сегодня в гости. а живу я в красивом домике, рядом с волшебной полянкой. На этой волшебной полянке растет зеленая травка, потому что здесь тепло круглый год.

А отправимся мы туда по лесной тропинке, под веселую музыку.

Упражнение на координацию движений с речью.

Ты шагай, ты шагай. Дети ходят высоко поднимая колени

руки разведены в стороны

Ноги выше поднимай. Шагают на всей ступне, руки на поясе.

И топай по дорожке.

Веселей стучите ножки.

Ты беги, ты беги.

На носочках ты беги Бегут на носках руки согнуты перед груд.

И на пяточках пойдем.

Топать громко мы начнем Ходят на пятках руки за спиной.

Ты скачи,ты скачи, Скачут руки на поясе

На лошадке ты скачи.

Маршируй веселее. Маршируют.

Ножки топают дружнее.

Логопед . Вот мы и пришли. Посмотрите как красиво на моей полянке. Она действительно, волшебная. Как вы думаете почему?

Дети . Потому, что сейчас зима, а на полянке лето. Ребята отгадайте мою загадку: На полянке мы растем

Очень дружно мы живем

У нас ни пальцев нет, ни рук

Лишь только лепестки вокруг

(цветы)

Логопед . Посмотрите сколько красивых цветов, полюбуемся ими. Я для вас приготовила красивые цветы. Давайте понюхаем, как они пахнут.

Дыхательная гимнастика: «Ах, как пахнет!»

Вдох- вдыхаем «аромат» цветка, на выдохе произносим – «Ах, как пахнет!»

Упражнение выполняем 3-4 раза.

Логопед . А теперь давайте присядем на поляну и полюбуемся деревьями.

(рассматриваем части дерева: ствол, крона, корни).

Артикуляционная гимнастика: «Дерево».

Текст произносит взрослый

Движения или статичная поза

рук

языка

Однажды пальчики пошли в лес: топ -топ, топ - топ -топ.

Имитация ходьбы пальчиков в за данном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указатель ным

Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз

2. Подошли к опушке - ровной-ровной, гладкой-гладкой

Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены

Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе

3. На опушке - большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх.

Язык высовывается и напряженно тянется к носу.

4. Дерево растет

Руки тянутся вверх, к солнышку

Язык тянется к носу

5. Вот его крона

Пальцы чуть согнуты

Скругленные края языка загнуты вверх «чашечкой»

6. Крона состоит из веток и листьев

Пальцы напряженно вытянуты и широко расставлены. Ладони со единяются «чашечкой»

Язык в позе чашечки

7. Листья, которые так весело играют с ветерком летом, осенью опадают

Пальцы широко расставлены и по переменно двигаются. Кисти рас слаблены, руки свободно опущены вдоль туловища

Движения языком вверх-вниз (язык со скругленными краями). Язык расслабленно опускается на нижнюю губу

8. Вот его корни

Кисти рук тыльной стороной соеди няются у запястья, пальцы напря женно тянутся вниз

Язык напряженно тянется вниз

9. На дереве гнездо. В нем живет птица. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Ей надо кормить птенцов

Руки соединяются ребрами ладоней «чашечкой». Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в сто роны.

Язык «чашечкой».
Язык движется вверх-вниз и попе ременно в стороны или убирается за зубы

А теперь сядем за столы.

Основная часть:

Логопед . Посмотрите на эти два предмета: справа от меня –сундук, слева- шкатулка. Повторите эти слова за мной.

Дети. повторяют.

Логопед . Скажите,чем эти два предмета отличаются друг от друга?

Дети: сундук больше,чем шкатулка. Шкатулка маленькая и очень красивая. У сундука есть замок….

Логопед . А в чем их сходство?

Дети. Они похожи на ящик с крышкой. В сундуке и шкатулке что-то хранят.

Логопед обобщает и уточняет значения данных слов (сундук-ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком; шкатулка- небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей.)

Логопед . Произнесите слово шкатулка и выделите первый звук.

Дети. Ш-ш-ш

Логопед . Кому мы подражаем когда произносим этот звук.

Дети . Так шипит змея.

Логопед . Показ буквы и уточнение артикуляции (что делают губы.когда произносим звук Ш – губы вытягиваются трубочкой, зубы сближены, а что делает язычок- язычок поднимается за верхние зубки -резцы).

Логопед . А теперь произнесем слово сундук и выделим первый звук.

Дети. С -с-с.

Логопед . Кому мы подражаем,когда произносим звук С.

Дети. Ветру.

Логопед . Да, так поет свою песенку ветерок. Показ буквы и уточнение артикуляции (что делают наши губки, когда мы произносим звук С- губы улыбаются, зубы смыкаются, а язычок лежит в низу и упирается в нижние зубки-резцы.)

Логопед. Сегодня мы будем, учиться различать звуки (Ш) и (С) Я для вас приготовила задание: нужно все картинки разложить в шкатулку и сундук. Если в слове слышится звук Ш, то картинку (предмет) положите в шкатулку, если слышите звук С, то в сундук.

Дети . Я положила носки в сундук. Я положил катушку в шкатулку… и т.д.

Логопед . Молодцы,справились с моим заданием.

Логопед . А теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка. Поиграем в игру «Ловишки».

Когда вы услышите слог со звуком Ш – нужно присесть, а когда услышите слог со звуком С- нужно встать и поднять руки в верх.(ша-са,су-шу, се-ше, ши-си, ос-ош, ыс-ыш, оша- ыса).

Логопед . Отдохнули, размялись. А теперь посмотрите внимательно на доску, что вы видите? Картинки. Постарайтесь объяснить каждое слово из пары, выделяя звуки Ш и С.

Уши- усы; маска- Машка; башня- басня; мишка- миска; крыса- крыша; кашка- каска; шитый- сытый.

Составить с каждым словом предложение.

Логопед . Молодцы и с этим заданием справились.

Логопед . Ребята отгадайте загадку.

Встает рано, ложится поздно,

Светит ярко, греет жарко.

Дети . Солнышко!

Логопед . Есть ли в этом слове звук Ш и С. Где стоит звук С?

Дети . В начале слова.

Логопед . А где стоит звук Ш?

Дети. В середине слова.

Логопед. Посмотрите на моё СОЛНЫШКО, чего у него не хватает?

Дети. Лучиков.

Логопед . Давайте поможем СОЛНЫШКУ и подарим ему лучики.

(На картоне желтого цвета дети заранее обводили свою ладошку и вырезали её ножницами.)

Логопед . Какое получилось солнышко.

Дети. Яркое, ласковое, лучистое, горячее, золотое, нежное, теплое….

(Когда ребенок говорит, логопед кладет ему в ладошку вязаное солнышко.)

Логопед. Отдохнем понежимся на солнышке. Я вас всех приглашаю на полянку.

Дети ложатся на ковер в свободных позах. Звучит фонограмма «Спокойное море».

Логопед. Будто мы лежим на травке,

На зеленой на муравке,

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко (длительная пауза).

Хорошо понежиться, полежать под лучами ласкового солнышка. Но пора вставать. (Дети встают)

Итог занятия:

Логопед. Понравилось вам у меня в гостях?

Дети. Да.

Логопед .Что необычное вы сегодня увидели?

Дети. Мы побывали в гостях у лета! Видели красивые цветы, грелись под лучами летнего солнышка!........


Произносить слоги, учиться различать звуки [С], [Ш].

са-ша
ша-са
са-ша-ша
сы-ши
ши-сы
СЫ-ши-ШИ
сэ-ше
ше-сэ
сэ-ше-ше
со-шо
шо-со
со-шо-шо
су-шу
шу-су
су-шу-шу
са-ша-са
ша-са-ша
сы-ши-сы
ши-сы-ши
сэ-ше-сэ
ше-сэ-ше
со-шо-со
шо-со-шо
су-шу-су
шу-су-шу

Произносить слова, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша, Сашенька, сынишка, старушка, солнышко, смешной, суша, сушка, старший, сушить, смешить, спешить, слушать, страшный, шест, шерсть, шалость, шелестеть, шесть, душистый, пушистый, трусишка, бесшумный.

Проговаривать предложения, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша съела шесть сушек. Из шалаша выскочила страшная крыса. Чуть слышно шелестят камыши и осока. Саша пошёл в лесок и собрал мешок сосновых шишек. У старушки шаль из красной шерсти. По шоссе спешат машины. Пушистая кошка бесшумно подкралась к мышке. Сынишка сочинил смешной стишок. Рядом с ромашками растёт душистый горошек. Сети сушатся на солнышке на шестах.