Диалог медсестры. Международный студенческий научный вестник. Усилению трансферных реакций способствуют

Существуют правила эффективного общения, применение которых помогает установить взаимоотношения между медицинским работником и пациентом. Поддержать атмосферу доверия и сотрудничества, создать и сохранить спокойную, уважительную и доброжелательную атмосферу медицинская сестра сможет с помощью нескольких приемов:

1. « Имя собственное» . Беседу с пациентом начинают, назвав свое имя и отчество, должность и цель беседы. К пациенту также обращаются по имени и отчеству (если этого требует возраст) и на «вы», что способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями. На «ты» можно переходить, только если пациент сам предложит это.

2. «Комфортная обстановка». Беседу с пациентом проводят, по возможности обеспечив ему удобное место, учитывая освещение, наличие шума, мебель, помещение, присутствие посторонних и т.д. Необходимо помнить о межличностной дистанции, расположиться так, чтобы лицо находилось на одном уровне с лицом пациента. Обязательно напоминают пациенту о конфиденциальности беседы.

3. «Зеркало отношений». Прием состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что «я - ваш друг». У пациента возникают чувство защищенности и, как следствие, положительные эмоции. Следует быть открытым, доброжелательным, позитивным и приветливым. Не следует быть фамильярным в беседе, разговаривать свысока или пренебрежительно.

4. «Построение беседы». Разговор с пациентом начинают с подчеркивания его достоинств и положительных достижений в устранении проблемы со здоровьем. Нежелательно начинать беседу со сложной для пациента темы. К наиболее волнующим и щепетильным вопросам подходят постепенно. Терпеливо и внимательно выслушивают проблемы пациента. Следует, уточняя подробности, поддерживать разговор в нужном направлении. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении, что ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное отношение пациента.

5. « Золотые слова». Прием заключается в высказывании комплиментов, способствующих эффекту внушения. Следует увидеть, понять и оценить достоинства человека, с которым ведется беседа. Это выражают словами одобрения и похвалы. Тем самым происходит как бы «заочное» удовлетворение потребности пациента в совершенствовании, что также ведет к образованию у него положительных эмоций и обусловливает расположенность к медицинскому работнику.

6. «Риторические способности». Говорить следует четко, неторопливо, доходчиво, с максимальным проявлением дружелюбия (без заискивания), проверяя, правильно ли понимает сказанное собеседник. Нужно стараться вести беседу с учетом индивидуальных возрастных и личностных особенностей, вкусов и желаний пациента. В разговоре нужно выдерживать паузу: это дает возможность понаблюдать за пациентом и собраться с мыслями и ему, и медицинскому работнику. Ответы пациента сопровождают мимикой утверждения или кратким «да». При неточном ответе на вопрос его повторяют или формулируют по-другому.

7. «Профессиональная тишина». В разговоре с пациентом избегают употребления медицинских терминов. Информируют пациента о лечебных мероприятиях и ожидаемых результатах в пределах профессиональной компетенции. Не требуют от пациента точного названия предметов ухода и лекарств, при необходимости просят просто показать их. Не следует ждать, что пациент запомнит имена сотрудников, номера кабинетов. Если в этом есть необходимость, то информацию излагают на бумаге и оставляют пациенту. Нельзя создавать у пациента чувство вины за неточное исполнение инструкций или рекомендаций. По возможности ему дают четкие и конкретные советы и рекомендации.

8. «Взаимное понимание». В конце беседы уточняют, не возникло ли смыслового барьера.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек -человек». Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе особенно необходимо медицинским работникам. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Важны и природные способности, и образование.

Типы диалогов учебно-профессионального характера

Диало́г в учебно-профессиональной сфере (греч. Διάλογος («разговор») представляет собой специфическую форму устной организации общения, коммуникации, обмена высказываниями (репликами). В процесс спора, обсуждения, дискуссии, диспута в профессиональной среде используется диалог-дискуссия. репликой-стимулом.

Ответная реплика – это реплика-реакция, действие.

В зависимости от целей, которые ставят перед собой выступающие в речевое общение, выделяются различные типы диалогических построений. Коммуникативные цели обусловили появление следующих функциональных типов диалогов: диалога-сообщения информации, диалога-запроса информации, диалога-побуждения, диалога-расспроса. Эти функциональные типы диалога требуют проявления общих коммуникативных умений, связанных с анализом и оценкой личных учебно-речевых ситуаций, а также умения пользоваться как вербальными так и невербальными средствами общения. Каждый тип диалога предполагает наличие частных коммуникативных умений:
- диалог-запрос информации: умение ставить и задавать вопрос; умение правильно интонировать высказывание; умение уместно использовать разнообразие реплики – стимулы; умение правильно употреблять паузы в речи; умение запросить дополнительную информацию. Например: «Диалог врача с пациентом при заполнении паспортной части титульного листа медицинской карты больного» ;
- диалог-сообщение информации: умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел на произносительном уровне; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику. Например: «Диалог врача с пациентом о предположительном диагнозе» ;

- диалог-побуждение: умение правильно сформулировать и соответствующим тономпроизнести просьбу, приказ; умение уместно употреблять побудительные предложения в реплике – стимуле; умение уточнить задание. Например: «Диалог главного врача, заведующего отделением с подчиненными (врачами, средним и младшим медицинским персоналом ;
- диалог-расспрос: умение самоопределяться по поводу получаемой информации; умение формулировать проблемные вопросы, поддерживающие диалог; умение построить коммуникативно-целесообразную стратегию и тактику речевого поведения. Например: «Диалоги специалистов в области медицины в процесс спора, обсуждения, дискуссии, диспута на актуальные проблемы в профессиональной деятельности».



Задание 2. Продемонстрируйте диалог в лицах. Переведите на казахский язык. Определите тип диалога. Охарактеризуйте его.

Диалог "Осмотр у врача" (At the doctor"s)

· Пациент: Доброе утро, доктор.

· Доктор: Доброе утро. Как Вы сегодня себя чувствуете?

· Пациент: Сегодня я чувствую себя получше, но все равно неважно. Я плохо сплю и у меня нет аппетита.

· Доктор: Думаю, это небольшое истощение организма. Вы измеряли сегодня температуру?

· Пациент: Да, моя температура в норме.

· Доктор: Пройдите вон к той кушетке, пожалуйста. Я прослушаю Вашу грудную клетку и измерю кровяное давление. Все в норме. К счастью для Вас, с Вашим здоровьем никаких серьезных нарушений нет. Вам нужно хорошенько отдохнуть. Вы можете взять сейчас отпуск?

· Пациент: Через две недели я собираюсь на море.

· Пациент: Большое спасибо, доктор. Я так и сделаю.

· Доктор: До свидания.

· Пациент: До свидания.

Диалог (At the doctor"s)

· Patient: Good morning, doctor.

· Doctor: Good morning. How do you feel today?

· Patient: I feel better today, but I am still of-colour. I`m sleeping badly and I have no appetite.

· Doctor: A little run-down, I think. Have you checked your temperature today?

· Patient: Yes, my temperature is quite normal.

· Doctor: Get to that couch please. I will sound your chest and take your blood pressure. It`s quite normal. Luckily for you there is nothing seriously wrong with your health. You should have a good rest. Can you go on holiday now?

· Patient: I`m going to the sea in two weeks.

· Doctor: That is just what I wanted to recommend.

· Patient: Thank you very much, doctor. I will do it.

· Doctor: Good-bye.

· Patient: Good-bye

Задание 3. Ознакомьтесь с информацией. Выпишите определение реплики-стимула, реплики-ответа. Какие типы диалогов определяются по характеру реакций?

Реплики-стимулы. Реплики-ответы.

Реплика, открывающая диалогическое единство, определяющаясодержание и форму следующего за ним высказывания называется репликой-стимулом. Он представляет собой независимый речевой акт: 1) вопрос, требующий ответа. Например: «На что жалуетесь?» ;

2) побуждение к действию Например: «Разденьтесь до пояса, пожалуйста. Я вас осмотрю» ; 3) высказывание, инициирующее тему, нуждающееся в уточнении или пояснении, экспрессив (речевойакт, выражающий эмоции говорящего). Например: «Перед данным заболеванием какие болезни перенесли?»

Реплика, которая дает начало разговору, определяет его тему и цель, строится относительно свободно. Эта реплика называется стимулом, так как побуждает собеседника к ответной реплике или действию.

Ответная реплика - реплика-реакция, действие по своему лексическому составу и синтаксической структуре зависит от реплики-стимула. Диалог обычно состоит из чередующихся реплик-стимулов и реплик-реакций.

Большое значение придается характеру реакций. В связи с этим выделяются реплики-противоречия, согласия, добавления, реплики,сопровождающие тему, переводящие тему в другую плоскость. По характеру реакции определяются соответствующие типы диалогов (Д).: Д.-противоречие, Д.-спор, Д.-объяснение), Д.-сообщение, Д.-обсужде-ние, Д.-беседа ).

Задание 3: Вместо точек, вставьте подходящие по смыслу реплики-стимулы, реплики-ответы. Какие по характеру реплики вы использовали?

А. На приеме у врача
Пациент: …………………………?
Медсестра: Сейчас не принимает. Вы можете обратиться к другому врачу
П: ………………………………..?
М: Комната 20. Второй этаж направо.
П: ………………………………………?
П второй: Нет, нас всего лишь двое к доктору.
П: …………………………………………?
П второй: О, да, он достаточно опытный врач, должен вас сказать. Он тщательно осматривает пациентов. Я был … О, вот пациент выходит. Сейчас моя очередь. Извините.
Б. Комната диагностического осмотра
Пациент:Доброе утро, доктор.
Доктор: ………………………….?
П: Я ужасно болен доктор. Всю ночь у меня невыносимо болел живот.
Д:………………………………?
П:Ну, к утру боль немного стихла и я подумал, что смогу прийти сам.
Д:………………………………..?
П: Здесь, доктор.
Д:…………………………………..
Д: С какой стороны вы сказали была боль?
П:…………………………………
Д:Здесь есть напряженность?
П:…………………………….
Д: Вам необходимо сдать анализы. Я выпишу вам направление.
П: …………………………………
В. Осмотр пациента Доктор: Что вы ели недавно?
П:………………………………….
Д: Это часто с вами происходит?
П:………………………………….
Д: Я проверю сердечное давление и давление крови
П: …………………………………..
Д: С давлением у вас все в норме.
П: …………………………………?
Д: Положите это подмышку. Небольшая температура. Вы можете одеваться. Вот вам направление на анализы. До свидания. П:……………………………………….

Задание 4. Работа по микрогруппам. Проведите вопросно-ответную беседу по содержанию текстов. Составьте тезисный план. Опишите иллюстрации. Составьте ситуационный диалог.
Продемонстрируйте его в лицах. Определите тип диалогической речи.
Пациенты с патологией органов кровообращения

А. Больные с нарушением кровообращения предъявляют много различных жалоб. Эти жалобы могут встречаться при различных других болезнях. В начальных стадиях больные могут не на что не жаловаться. Тем не менее знание основных симптомов помогает распознать патологию органов кровообращения, так как если больной предъявляет определённые жалобы, то в дальнейшем при обследовании особое внимание будет направлено на выявление изменений со стороны кровообращения.
При заболевания органов кровообращения наблюдается ряд характерных симптомов: перебои, боли в области сердца, одышка, удушье, отёки, цианоз и т.д.

СЕРДЦЕБИЕНИЕ
Здоровый человек не чувствует биение своего сердца в покое и при физической нагрузке. Но при большой физической нагрузке и здоровый человек чувствует биение (например, после интенсивного бега): при сильном волнении на ряду с учащённым сердцебиением ощущаются сильные удары; при высокой температуре можно ощущать сердцебиение. У больных с заболеваниями сердца сердцебиения могут возникать и ощущаться при незначительной нагрузке и даже в покое. Малейшее волнение, приём пищи также может привести к сердцебиению. Причина возникновения сердцебиения при болезнях сердца - снижение сократительной фун-ии сердца, когда сердце за одно сокращение выбрасывает в аорту меньшее по сравнению с нормой кол-во крови.Чтобы кровоснабжение органов и тканей не страдало, сердце вынуждено сокращаться чаще, следовательно сердцебиение является компенсаторным (приспособительным) механизмом.Однако работа в таком режиме является неблагоприятной, так как при сердцебиении укорачивается фаза расслабления сердца (диастола), во время которой в мышце сердца происходят благоприятные биохимические процессы, направленные на восстановление работоспособности мышцы. Учащённое сердцебиение называется тахикардией.

Б .ПЕРЕБОИ
Ощущение неритмичной работы сердца (аритмия) в виде чувства замирания, остановки, короткого сильного удара и пр. называются перебоями. Перебои могут быть единичными или длительными по времени (дпже постоянными). Чаще всего перебои сочетаются с учащённой работой сердца - тахикардией, однако нередко могут наблюдаться и на фоне редкого ритма сердца. Причиной перебоев являются нарушения сердечного ритма: экстрасистолы (внеочерёдные сокращения сердца), мерцательная аритмия (неритмичная работа всего сердца вследствие того, что предсердия сердца теряют способность к ритмичному сокращению), различные виды нарушения фун-ии проводящей системы и изменения в сердечной мышце.

В .БОЛИ В ОБЛАСТИ СЕРДЦА
Этот симптом встречается часто при болезнях органов кровообращения, однако значение его весьма различное: при некоторых болезнях (например, при ишемической болезни сердца (ИБС)) этот симптом является основным, при других болезнях он может не иметь решающего значения.
Наибольшее значение имеют боли при ИБС. Причиной таких болей является недостаток кровообращения в сердечной мышце (ишемия миокарда) . Боли ишемического происхождения имеют чёткую характеристику: они сжимающего характера, кратковременны (до 3-5 мин.), наступают приступообразно, чаще во время физической нагрузки, при выходе на улицу при низкой окружающей температуре. Локализуются за грудиной (реже в области сердца), купируются после остановки движения, приёма нитроглицерина. Такой приступ называется стенокардией напряжения . Сходные боли могут возникать ночью во время сна: обычно больной, когда проснётся, садиться и боли постепенно проходят (часто без приёма нитроглицерина). Этот приступ называетсястенокардией покоя . Рассмотренные приступы болей могут встречаться и при некоторых пороках сердца (чаще всего аортальных).
При других болезнях боли не имеют столь характерных признаков. Как правило, они ноющего характера, продолжительность различна, интенсивность невелика, чёткого купирующего эффекта от приёма некоторых лекарственных средств не наступает. Такого характера боли встречаются при многих болезнях сердца: пороках сердца, миокардитах, перикардитах, повышении АД п пр.
Боли в области сердца могут возникать при заболеваниях, не имеющих никакого отношения в сердечно-сосудистой системе (ССС). Боли в области сердца отмечаются при левосторонней пневмонии (с вовлечение в патологический процесс плевры), при остеохондрозе шейно-грудного отдела позвоночного столба, заболеваниях пищевода, рёбер и рёберных хрящей, межрёберной невралгии, миозите и пр.

ОДЫШКА
Частый симптом при заболеваниях сердца. Причины одышки - снижение сократительной функции сердца и возникающий вследствии этого застой крови в сосудах малого круга. Следовательно, одышка является первым симптомом сердечной недостаточности.
При незначительном ослаблении сердечной мышцы одышка возникает только при физической нагрузке, подъёме по лестнице, со временем - при всяком движении, даже самом незначительном. В тяжёлых случаях одышка наблюдается у больных лежащих в постели.
Внезапное ослабление сердечной мышцы может вызвать внезапную одышку в виде приступов удушья, которые называются приступами сердечной астмы . Если приступ удушья своевременно не купируется с помощью различных лечебных мероприятий, то может развиться отёк лёгкого: к удушью присоединяется кашель с выделением пенистой розовой (кровянистой) мокроты. Эти приступы опасны, т.к. больной может умереть.

ОТЁКИ
Это характерный признак сердечной недостаточности, а более точно - правожелудочковой недостаточности . Снижение сократительной функции правого желудочка приводит к застою крови в его полости и повышению кровяного давления. Постепенно застой крови возникает во всей системе. В результате застоя крови жидкая часть её пропотивает через стенки сосудов в окружающие ткани и возникают отёки.
Отёки при сердечной недостаточности имеют ряд черт: появляются на нижних конечностях (лодыжки, стопы, голени), т.е. в наибольшем удалении от сердца. Если больной лежит,то отёки появляются на крестце и пояснице. При дальнейшем ослаблении работы сердца жидкостях скапливается в полостях (плевральных, брюшной). До появления периферических отёков застой крови прежде всего развивается в печени, которая набухает, увеличивается в размерах, что обуславливает появление чувства тяжести, а затем и тупых болей в области правого подреберья.

ЦИАНОЗ
Синюшное окрашивание губ, кончика носа, пальцев рук и ног. Обычно цианоз появляется несколько раньше отёков и также обусловлен сердечной недостаточностью. Синюшное окрашивание объясняется просвечиванием через кожу крови, содержащей большое количество востановленного гемоглобина. Количество востановленного гемоглобина увеличивается вследствии того, что ткани в большей мере, чем в норме, отнимают кислород из гемоглобина. Этому процессу способствует замедленный ток крови в капиллярах вследствие сниженной сократительной способности.

СРС:Задание 5. 1. Работа по микрогруппам: опираясь на текст по сециальности,на основе реплик-стимулов и реплик-ответов составьте и продемонстрируйте: Диалог-расспрос.Диалог-беседу. Диалог-дискуссию.

2.Составьте трехъязычный глоссарий терминов по специальности. Сделайте структурно-семантический анализ.

1

кинесика

медсестра

1. Ковтун Е. И. Сестринское дело в гериатрии: учебное пособие / Е. И. Ковтун, А. А. Шепелева; под ред.: Т. В. Одеговой, Н. А. Переверзевой. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 272 с.

2. Мухина С.А. Теоретические основы сестринского дела: учебник / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. - 2-е изд., исправл. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 368 с.

3. Ослопов В. Ню, Богоявленская О.В.. Общий уход за больными в терапевтической клинике: Учеб. пос. – 4-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

4. Петрова Н. Н. Психология для медицинских специальностей. Учебник / Н. Н. Петрова. – М.: АКАДЕМИЯ, 2008. – 320 с.

5. Савункина А.А., Богданова Т.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПАЦИЕНТАМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 931-933;

URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9526 (дата обращения: 23.07.2018).

Современный специалист со средним образованием в медицине должен обладать широким спектром умений. В настоящее время, одним из важнейших практических навыков, используемых в сестринском деле, является общение с пациентом. В здравоохранении всё четче прослеживается тенденция к персонифицированному лечению. В связи с этим, умение создать положительный эмоциональный фон в отделении так же важно, как умение медсестры непосредственно выполнять манипуляции.

На современном этапе развития медицинской науки и практики значительно возросла роль медсестры. По оценкам, медсестры составляют большинство медицинского персонала (до 70%) и обеспечивают до 80% объема прямой помощи пациентам. Именно на сестрах лежит основная ответственность за осуществление большого числа практических мер, включая уход за пациентами. В то время как врачи специализируются на технологической стороне лечения, медицинские сёстры непосредственно его осуществляют.

Медсестре необходимо умение устанавливать контакт с пациентами, создавать особый эмоциональный климат, необходимый для лучшего лечения и восстановления пациентов. В дополнение к специальным процедурам, больница предоставляет пациентам психологическую поддержку, устанавливает и поддерживает долгосрочные отношения с ними.

Движение за развитие сестринского дела имеет полное право на существование, наряду с врачебным. Развитие сестринского дела как самостоятельной медицинской профессии породило формирование отдельного направления - этики сестринской. Принятие международных и национальных документов по этике сестринского дела имеет первостепенное значение.

В 2015 году состоялось важное событие для Российского сестринского дела - I Международный саммит медицинских сестер. В Москве собрались представители России, Израиля, Казахстана, Беларуси и Украины для обсуждения актуальных проблем. В России, несмотря на достаточное количество кадров, соотношение числа врачей и специалистов со средним медицинским образованием составляет 1:2,4, что гораздо ниже аналогичного показателя большинства стран мира. За развитие, в том числе и сестринского дела, на государственном уровне занимается Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Государственная программа «Развитие здравоохранения» определяет цели, задачи, основные направления развития здравоохранения и мероприятия, механизмы их реализации и финансовое обеспечение. Реализация мероприятий Госпрограммы предусмотрена в два этапа: первый этап - с 2013 по 2015 год, второй этап - с 2016 по 2020 год. Непосредственным результатом реализации государственной программы будет являться достижение соотношения врачей и среднего медицинского персонала до 1:3 в 2020 году.

Данные мероприятия помогут в решении важных проблем сестринского дела в России: нехватки персонала, недооценки роли медсестры и низкого престижа профессии, необходимости реорганизации последипломного образования.

Уже по прошествии трех лет, становятся заметны изменения, связанные с увеличением престижа профессии медицинской сестры, осознанности населения в отношении важности деятельности медицинских сестёр.

Хотя медсестра сама не лечит пациента, а исполняет назначения врача, ее роль очень велика, потому что, находясь с пациентами, она замечает все изменения, которые происходят в его состоянии, может успокоить его и облегчить его страдания.

Работа сестры очень ответственна, помимо любви к работе и внимательности к пациенту, сестра должна обладать достаточными медицинскими знаниями.

Медсестра, основная обязанность которой заключается в том, чтобы заботиться о пациенте, обязана не только знать все правила ухода и умело выполнять медицинские процедуры (ставить банки, готовить ванны и т. д.), но также четко понимать механизм действия конкретного лекарства или конкретной процедуры на тело пациента.

Помимо знания своих обязанностей и полного понимания дела, сестра должна быть в состоянии своевременно заметить все изменения в здоровье пациента. Это важно, особенно когда состояние пациента ухудшается. Эти изменения могут быть своевременно учтены только в самом внимательном отношении ко всем, даже к самым незначительным проявлениям заболевания. Правильное и плодотворное лечение невозможно, если пропускаются признаки одышки, отеков, бледности или цианоза кожи, прекращение мочеотделения, начала обморока, падения пульса, образование язв под давлением и других признаков, которые могут быть совершенно незаметными даже для пациента.

Сестра должна быть хорошо знакома с теми симптомами, которые обнаруживаются при осмотре. Она должна обратить на них внимание, уметь их заметить.

Изучить приёмы очень сложно, их нужно развивать, применять на практике. Постоянное внимание к наименьшим изменениям состояния пациента постепенно развивается путем наблюдения.

В условиях стационара, пациент становится частью жизни большого отделения. Из среднего медицинского персонала его окружают: старшая, палатная, процедурная, младшая медсестры. Все они, выполняя свои профессиональные обязанности, влияют на жизнь пациента.

Лечить больного необходимо совершенно иначе, чем здорового человека, потому что у пациента часто бывает другая психология, а нервная система нестабильна. Сестра ближе к пациенту, чем врач; она проводит большую часть своего времени в палате. Заботясь о пациенте и выполняя различные процедуры, сестра постоянно общается с пациентом.

Сестра должна иметь возможность разговаривать с пациентами, осуществлять, то есть изучать «правильный подход к пациенту».

С пациентами разного развития и разным культурным уровнем нужно говорить по-другому, то есть подход к каждому из них должен быть индивидуальным. Каково выражение этого конкретного подхода, особая способность лечить больного человека и нужно ли обращаться к больному человеку иначе, чем к здоровому человеку. Соединяя болезнь, неприятные и часто болезненные ощущения, пациент часто становится взволнованным, нетерпеливым, капризным. Конечно, пациента в этом состоянии следует лечить иначе, чем здорового человека. При длительном хроническом заболевании, не замечая улучшения в течение длительного времени, пациент часто впадает в депрессивное состояние, перестает верить в выздоровление. Он беспокоится о том, сможет ли снова работать, будет ли он жить. А поэтому и часто преувеличивает свои ощущения без особых причин.

Различные тяжелые переживания, тревоги, страхи, страдания, постоянные мысли о болезни меняют психику пациента. Конечно, и отношение к нему должно быть иным. Хорошо известно, насколько важно состояние нервной системы для начала заболевания, его курса и результата. Поэтому сестра должна, в первую очередь, оказать благотворное влияние на нервную систему пациента. Нельзя спорить с больным человеком, спорить, сердиться на него, выражать свой голос. Напротив, нужно относиться к нему любезно, уважительно и спокойно, даже если он взволнован и груб. Его следует успокаивать всеми возможными способами, и, если возможно, то создать иллюзию уступки, но в то же время твердо и настойчиво требовать, чтобы он выполнял все необходимые меры и подчинялся существующим правилам.

Примечательным является тот факт, что алгоритм выполнения любой манипуляции всегда начинается с установления доверительных отношений с пациентом, объяснения сути проводимой процедуры. Это связано с приданием значения психотерапевтическому эффекту общения медицинской сестры и пациента.

В основе межличностного взаимодействия лежит уважение к человеку, его здоровью и достоинству, что и составляет философию сестринского дела. Через общение, проявляются индивидуальные характеристики пациента и профессиональные характеристики медсестры. Взаимодействие с пациентом без учета его ментальной, социальной и духовной сфер механизируют процесс оказания помощи пациенту.

Существует два способа передачи информации: словесная (устная или письменная речь) и невербальная (поза, жест, мимика и т. д.). Выбор способа передачи информации зависит от содержания сообщений и индивидуальных качеств получателя сообщений. Часто для передачи сообщений используется несколько каналов, например, устная речь сопровождается демонстрацией выражения лица и жестов.

Вербальное общение включает в себя два важных элемента: смысл и форму высказывания. Сообщение должно быть четким и точным. Неправильно установленный вопрос может сделать сообщение может привести к ошибке при уходе или лечении.

Как правило, люди намного хуже способны сознательно управлять каналом невербальной коммуникации. Движения человека в процессе социального взаимодействия изучает наука кинесика. Исследователи доказали, что устной речью легче управлять, чем выражением лица и жестами, так как невербальная информация тесно связана с психическим состоянием человека.

Один из важных аспектов невербальной коммуникации - поведение медсестры.

Выражение лица медицинской сестры значительно влияет на эффективность связи с пациентом. В выражении лица медсестры пациенты ищут, как правило, невербальные сигналы, указывающие на серьёзность или прогноз болезни.

Так же одним из важных аспектов общения является внешний вид медицинской сестры. В разных странах, в зависимости от уровня экономического развития, культуры и религии, у общества есть определенные ожидания, устоявшиеся представления о медсестре.

Важна деятельность медицинской сестры и в конфликтной ситуации. Главная цель деятельности медсестры заключается не только в предотвращении конфликтов, но и в способности проанализировать конфликт и действовать в нём, для его скорейшего разрешения. Только полностью осознавая ситуацию, можно начать ее решать.

Известно, что словом можно нанести обиду человеку или изменить к худшему его эмоциональное состояние. Например, сообщение о смерти близкого человека, может привести к резкому раздражению коры головного мозга с последующим заболеванием.

Так называемые иатерогенные заболевания из-за непреднамеренно сказанного слова.

Иногда медицинские работники, в том числе и сестры, говорят много лишних вещей, которые наносят большой ущерб пациентам, особенно впечатлительным и ипохондрическим. Они должны не только проявлять осторожность в словах, но и следить за своей интонацией, выражением лица.

Но это слово имеет не только смысловую, но и терапевтическую ценность. Большую роль в положительном лечении играет утешение и участие. Важно поддерживать пациента, надеяться на выздоровление или улучшение, верить в данное лекарство или медицинское вмешательство. У медсестры должно быть много терпения и такта, чтобы поддерживать здоровую, спокойную обстановку в палате.

Чтобы повысить эффективность разрешения и предотвращения конфликтов, можно использовать правила поведения, например:

  1. Оценить собственные действия и действия оппонента, избегая ложного восприятия и его действий;
  2. Беспристрастно посмотреть на ситуацию с точки зрения оппонента;
  3. Не выражать свои комментарии о действиях и высказываниях оппонента, чтобы не вызвать его агрессивную реакцию.

Нерешенный или не полностью решенный конфликт, ухудшит профессиональное взаимодействие и психологический климат в медицинском учреждении. Подорвёт доверие пациентов персоналу, ухудшат их эмоциональный дух. Поэтому медперсонал любого профиля должен быть в состоянии правильно проанализировать конфликтные ситуации и владеть приемами их успешного разрешения.

Медсестра может самостоятельно контролировать, вести медицинскую историю. Кроме того, создание профессиональных сестринских организаций, которые занимаются сестринским обслуживанием в системе здравоохранения, повышают престиж профессии, привлекают членов организации к сестринскому образованию, защищают законные права медсестер. Медсестры, обладающие новейшими знаниями, могут более эффективно и грамотно выполнять свою работу, что не только влияет на благосостояние пациентов, но и приводит к увеличению удовлетворения от работы.

Хотя в большинстве учреждений медсестрам присваивается роль исполнителя, реформы сестринского дела приведут к повышению профессионального и социального статуса сестёр, а также изменит престиж профессии и совершенствование медицинской помощи в лучшую сторону.

Для установления лучшего взаимодействия медсестры и пациента, медсестра должна обладать высокой культурой общения, обращать внимание на особенности возраста, болезни пациента.

Говорить необходимо четко, неторопливо, с максимальным проявлением дружелюбия, проверяя, правильно ли собеседник понимает смысл сказанного. Медицинские сестры должны попытаться провести беседу с учетом индивидуальных возрастных и личностных характеристик, вкусов и желаний пациента.

В ходе разговора должно возникнуть взаимопонимание пациента и медицинского работника. Искусство общения, знание психологических характеристик и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых связана с постоянными контактами с людьми. Способность строить отношения с пациентами, находить подход к ним, размещать их для себя особенно необходима медицинским работникам. Это умение лежит в основе жизни и профессионального успеха. Важны и естественные способности, и образование.

В разговоре с пациентом следует минимизировать использование медицинских терминов. О медицинских манипуляциях информировать в рамках компетенции медицинского работника. Не следует ожидать, что пациент сразу запомнит необходимые маршруты, нужных врачей. При этом пациент не должен чувствовать вины за неточную реализацию инструкций или рекомендаций. Если это возможно, медицинская сестра даёт четкие и конкретные рекомендации, возможно в письменном виде.

Пациенты, находящиеся в стационаре, переживают разные эмоции в ответ на изменение собственного самочувствия и работу кадров отделения. Задача медсестры - помочь пациенту справиться с трудностями, оказать психологическую поддержку как пациентам, так и родственникам.

Библиографическая ссылка

Дворкина И.М., Богданова Т.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ МЕДСЕСТРЫ С ПАЦИЕНТОМ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19167 (дата обращения: 16.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Задача 1

Пациент обратился в лабораторию с просьбой выдать ему на руки результаты проведенных исследований. Лаборант выполнил его просьбу. Дома, сопоставив результаты исследований с нормой, пациент расстроился, и ночью у него поднялось артериальное давление (страдал гипертонической болезнью), в связи с чем он был срочно госпитализирован.

Имеет ли право лаборант выдавать пациентам на руки результаты лабораторных исследований?

Задача 2

Медсестра сказала врачу в присутствии пациентки, что состояние последней ухудшилось после введения лекарства. Пациентка категорически отказалась от назначенных врачом инъекций.

Как должна была поступить медсестра?

Задача 3

Пациент М., 48 лет, находится в кардиологическом отделении стационара по поводу инфаркта миокарда. При повторной электрокардиограмме медсестра, снимавшая ее, обнаружила ухудшение. Пациент попросил сообщить ему результат исследования.

Как должна поступить медсестра в данном случае?

Задача 4

В беседе в пациенткой медсестра сообщила о новом методе лечения ее болезни, который еще не внедрен в данном лечебном учреждении, в связи с чем создалась конфликтная ситуация.

Задача 5

Вечером дежурная медсестра обнаружила, что один из пациентов, находящихся на лечении по поводу острой пневмонии, находится в нетрезвом состоянии, агрессивен. С помощью соседей но палате она уложила его в постель, организовала наблюдение. Через час пациент уснул, утром из­винился и очень просил не сообщать врачу. Однако медсестра сделала соответствующую отметку в рапорте и доложила заведующему отделением о случившемся. Пациенту была сделана отметка о нарушении режима в больничном листе и сообщено на работу.

Как Вы оцениваете действия медсестры?

Задача 6

Пациент Р., находящийся на лечении в терапевтическом отделении, во время обхода пожаловался, что ему не были сделаны все назначенные инъекции. Медсестра, приглашенная врачом в палату, доложила, что назначенного препарата нет в отделении.

Какие ошибки были допущены медработниками?

Задача 7

Сын пациентки, госпитализированной в ночное время, попросил разрешения остаться с матерью для ухода за ней. Дежурная медсестра потребовала покинуть отделение. Сложилась конфликтная ситуация.

Является ли решение медсестры правильным?

Задача 8

У пациента Д., 32 лет, лечившегося в терапевтическом отделении обнаружен туберкулез легких. Палатная медсестра сообщила об этом родственникам пациента. Правильно ли поступила медсестра?

Задача 9

У дежурной медсестры справились по телефону о состоянии тяжелобольного и о диагнозе. Говоривший представился братом пациента.

Должна ли медсестра сообщать сведения по телефону?

Задача 10

К дежурной медсестре детского отделения обратилась мать больного ребенка с настоятельной просьбой разрешить забрать его из больницы.

Задача 11

Во время врачебного обхода в палату вошла взволнованная медсестра и доложила врачу, что рентгенолог просил срочно прислать на дообследование пациента К., у которого обнаружены какие-то изменения в легких. Пациент К., находившийся и палате, побледнел и попросил у врача нитроглицерин.

В чем ошибка медсестры?

Задача 12

Пациент Н., 58 лет, лечится в терапевтическом отделении стационара по поводу гипертонической болезни. Вечером он обратился к дежурной медсестре в связи с усилением головной боли и попросил измерить артериальное давление. Медсестра обнаружила, что давление значительно повышено, но цифры сообщить пациенту отказалась, чем вызвала его недовольство.

Как должна поступить медсестра?

Задача 13

Пациентка Л., 33 лет, находилась на лечении в ревматологическом отделении стационара около 5 недель по поводу сердечной недостаточности. Состояние пациентки улучшилось, при выписке из стационара ей рекомендовано принимать лекарственные препараты в дозе, подобранной в отделении. Через 2 недели при очередном посещении участковая медсестра, не обнаружив у пациентки симптомов сердечной недостаточности, посоветовала ей эти препараты не принимать.

Правильно ли поступила медсестра?

Задача 14

К фельдшеру здравпункта обратился пациент, которого ранее лечил участковый врач. Вы считаете, что назначения, сделанные врачом, не все целесообразны. Как Вы поступите?

Задача 15

Пациентка М. обратилась в регистратуру с просьбой записать ее на прием к хирургу в связи с остро возникшими болями в животе, слабостью.

Однако регистратор отказала пациентке в связи с отсутствием у нее документа, удостоверяющего личность.

Как Вы расцениваете сложившуюся ситуацию?

Задача 16

Участковая медсестра проводит лечение пациентки на дому, согласно назначениям лечащего врача. В связи с отсутствием эффекта пациентка обратилась с просьбой пригласить к ней для консультации старшего специалиста.

Медсестра отказалась.

Правильна ли тактика медсестры?

Определите тип медсестры по Харди

Задача № 1 Диалог двух медсестер в клинической лаборатории:

1 сестра : Как ты можешь работать в лаборатории? Здесь столько пробирок, склянок - все надо мыть. Тебе дома посуда не надоела? Мне было бы скучно, а в моем отделении больные отвлекают своими разговорами, проблемами, поговоришь - и уже легче.

2 сестра : А мне нравится: никто не стоит над душой, никому ничего не надо рассказывать. А мыть посуду я люблю

Задание:

Определите тип второй медсестры по Харди.

Задача № 2 Диалог в ординаторской врача и медсестры.

Врач: Почему вы вчера ушли и не подклеили результаты анализа в медицинскую карту пациента Петрова?

Медсестра : Я ушла с работы точно по графику. Анализы подклею сегодня - ничего страшного. Задерживаться на работе я не обязана, мне за это не платят.

Врач: Но из-за вас вчера пациента не проконсультировал хирург, так как не было результатов анализа.

Медсестра : Но ведь пациента еще не выписывают, сегодня я все подклею.

Врач: Клиническая ситуация требует обязательного оперативного вмешательства, состояние пациента ухудшается...

Задание:

Задача № 3 Пациент К. 70 лет находится в терапевтическом отделении по поводу язвенной болезни двенадцатиперстной кишки. Боится проведения эндоскопического исследования.

Сестра: В 8.00 у вас процедура в кабинете № 2; подойдите туда в состоянии натощак и не забудьте полотенце.

Пациент : Сестра, а вы мне поможете? У меня кружится голова, я боюсь упасть.

Сестра: Конечно, я вам помогу, - это моя обязанность, я подойду в палату в 7 часов 45 минут.

Пациент : Спасибо, буду ждать.

Разговор в коридоре медсестры с коллегой:

Медсестра : Придется вести этого пациента на обследование, видите ли - боится упасть. Вечно эти «старики» со своими проблемами.

Определите тип медсестры по Харди.

Задача № 4 Пациент М. 43 лет, находящийся в стационаре по поводу пневмонии, жалуется на нарушение сна в течение последней недели. Не может заснуть до 2-3 часов ночи из-за семейных неурядиц.

Диалог палатной медсестры и пациента:

Сестра: Примите за 30 минут до сна снотворное, и будете спать спокойно.

Пациент: Сестра, я боюсь привыкания к таблеткам, да к тому же после снотворных разбитость и головная боль.

Сестра: Как все надоело, жалуетесь по любому поводу, тут копейки получаешь и надо всем угождать; семейные проблемы решайте сами, это не моя обязанность.

Задание:

Определите тип медсестры по Харди.

Задача № 5 Пациент А. 62 лет с тяжелой травмой позвоночника прикован к постели, готовится к выписке из стационара. Обеспокоен возвращением домой, так как боится быть в тягость семье.

Диалог палатной медсестры и пациента:

Сестра: Я научу вашу жену и невестку правилам личной гигиены по уходу. Подскажу, где лучше и дешевле купить предметы личной гигиены.

Пациент : Я буду вам очень благодарен. А вдруг они проявят брезгливость?

Сестра: Ничего страшного. Семейная сестра поможет - это ее обязанность. Со временем вы будете частично им помогать, а впоследствии сможете ухаживать за собой.

Пациент : Спасибо на добром слове и советах.

Задание :

Определите тип медсестры по Харди.

Задача № 6 Пациент Р. 37 лет поступил в клинику с жалобами на выраженную жажду (выпивает в сутки 5-6 л воды), частое обильное мочеиспускание, головную боль, утомляемость, похудание.

Диалог медсестра с родственниками пациента:

Сестра: Прошу вас, приносите воды не более одной бутылки, так как больше нельзя. У него строгая диета предполагающая ограничение жидкости и исключение сладкого.

Родственники : Но он нас очень просил, отказать ему тяжело.

Сестра (громко властно, чеканя каждое слово): Неужели вы не понимаете, что можете навредить пациенту! Вы должны следовать назначениям врача и прошу делать то, что требуется, а не идти на поводу своего родственника.

Задание:

Определите тип медсестры по Харди.

Типы медицинских сестер

Венгерский психолог И.Харди обратил внимание на особен­ности различных типов медицинских сестер, с тем чтобы помочь специалистам увидеть себя со стороны.

Сестра-рутинер (робот). Большинство медицинских сестер от­носятся к этому типу. Наиболее характерной чертой таких сестер является механическое исполнение своих обязанностей. Они вы­полняют порученные задания с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, ловкостью и умением. Однако действуя строго по инструкции, такие сестры не вкладывают в свою работу душу, работают подобно автомату. Они воспринимают пациента как необходимое приложение в инструкции по его обслуживанию, их взаимоотношения с больным лишены эмоционального сочувствия и сопереживания. Именно такая медицинская сестра способна разбудить спящего больного, чтобы в назначенное время дать ему снотворное.

Сестра, играющая заученную роль. Поведение такой сестры от­личается неестественностью, наигранностью. Она как бы испол­няет заученную роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Такая сестра начинает играть роль благодетельницы. Ее поведение становится искусственным, показным. Неестественность в общении мешает ей устанавливать контакты с людьми, поэтому такая сестра должна сама пройти курс коррекции неадаптивной формы своего профессионального поведения, четко определить профессиональные цели, выработать адекватный стиль общения с пациентом.

«Нервная» сестра. Эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная сестра склонна к обсуждению личных проблем, что может явиться серьезной помехой в успешной работе с паци­ентами. Часто можно видеть хмурую с обидой на лице сестру сре­ди ни в чем не повинных пациентов. В лечебном учреждении не должно быть медицинских сестер с таким типом непрофессио­нального поведения. Это свидетельствует о некачественном про­фессиональном отборе кадров, огрехах в работе администрации. «Нервная» сестра - это патологическая личность либо человек, страдающий неврозом.

Сестра с мужеподобной, сильной личностью. Больные уже издали узнают ее по походке или зычному голосу, побыстрее стараются привести в порядок свои тумбочки и кровати, убрать лишние вещи. Такую сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестра с такой личностью может стать прекрасным организатором, хоро­шим педагогом.

1. Постарайтесь создать комфортную психологическую обстановку для беседы

  • Прежде всего поинтересуйтесь у пациента, готов ли он к разговору, быть может он устал, боится чего-либо или у него что-то очень болит - тогда он, вероятно, будет слишком удручен и неразговорчив.

  • Важно, чтобы в помещении, где будет происходить общение не было никаких раздражающих факторов (например, слишком яркого света или громкой музыки). При наличии таких факторов можно попробовать их изменить. Если это невозможно - попробуйте просто перейти в другое помещение.

  • Возможно, пациент будет чувствовать себя скованно в присутствии посторонних людей, поэтому лучше спланировать беседу так, чтобы в этот момент не было соседей по палате, а посетителей можно попросить временно выйти в холл, если только пациент не будет возражать.

  • При наличии у пациента боли, выполните манипуляции, назначенные врачом. Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите - для хороших результатов беседа может продлиться и час. Предположим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.

2. Предварительно получите информацию о Вашем пациенте до разговора с ним
  • Найдите как можно больше информации о пациенте из доступных источников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом, Вы сэкономите свое время и не утомите пациента лишними расспросами. Однако, не забудьте убедится в достоверности полученной Вами информации.
3. Задайте благожелательный тон разговора
  • Начните разговор с вопроса о самочувствии и позвольте пациенту выговориться о своей болезни, показывая ему при этом свою заинтересованность, понимание и сочувствие.

  • Дайте возможность больному отвечать на Ваши вопросы свободно, но если он слишком уклонится от темы - возвратите его к предмету разговора. Чтобы сделать это тактично задавайте ему наводящие вопросы, касающийся его болезни. (например: "Расскажите подробнее о боли в животе")

  • Если Вы не уверены, что пациент Вас понял, не стесняйтесь спросить его об этом и при необходимости объясните все заново.

  • Не разглашайте информацию, полученную от больного.

  • Не высказывайте своих собственных предположений по поводу невыясненных проблем пациента, не посоветовавшись с врачом.

4. Формулируйте точные и однозначные фразы

  • В ходе разговора контролируйте себя, говорите просто и понятно. Избегайте использования медицинских терминов. Помните, что Ваш пациент не захочет оставаться в неведении относительно их значения.

5. Делайте записи

  • Не полагайтесь на свою память. Лучше делать заметки во время беседы, чем потом заставлять пациента повторять несколько раз одну и ту же информацию.

  • Записывайте информацию кратко, не увлекайтесь и не создавайте паузы в беседе. Пишите только даты, ключевые слова и фразы, которые вы сможете дополнить позже.

Несколько правил терапевтического общения с пациентом.

  • Не забудьте представиться пациенту и сообщить ему цель беседы. Будьте вежливы, обращайтесь к пациенту на "Вы" и по имени и отчеству.
  • При общении с пациентом смотрите ему в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобрительно кивайте.
  • Внимательно слушайте.
  • Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны.
  • Говорите внятно, доходчиво и неторопливо.
  • Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно.
  • Не раздражайтесь и не повышайте голоса!
  • Не ожидайте от пациента блестящего выполнения задания после Ваших инструкций.
  • Не нагружайте больного слишком большой ответственностью.
  • Не требуйте точной идентификации имен медперсонала, названий предметов или лекарств.
  • Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к Вам.
  • Никогда не ругайтесь и не спорьте с пациентами.
  • Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены.