Дымина Е.В. "Мир ценностей и проблема осмысления действительности". Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы Система нравственных ценностей

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Что важно для вас и что является ? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Что такое жизненные ценности?

Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

  • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
  • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
  • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
  • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в . И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

  • Близость с близкими людьми
  • Друзья
  • Свобода суждений и поступков
  • Независимость
  • Работа, соответствующая жизненному предназначению
  • Уважение и признание со стороны окружающих
  • и открытие новых мест
  • Творческая реализация

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по . Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

  • Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для , которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего .

Ценности - это социальное понятие, природный объект который приобретает социальное значение и может являться объектом деятельности. Ценности - ориентир жизни человека. они необходимы для поддержания социального порядка и воплощаются в поведении и нормообразовании.

Американский социальный психолог Гордон Оллпорт (1897-1967) разработал следующую классификацию ценностей:

Теоретические;

Социальные;

Политические;

Религиозные;

Эстетические;

Экономические.

Существует конфликт ценностей, который в то же время является источником их развития. В связи с этим ценности подразделяют на две категории:

1) базовые, терминальные, стабильные ценности-цели (например, свобода);

2) инструментальные, т.е. ценности-средства как свойства личности, способности, которые помогают или мешают достижению цели (например, твердая воля, выдержка, честность, образование, работоспособность, аккуратность).

Можно также подразделить ценности на актуальные, наличные и возможные. В связи с многообразием классификаций исследовать ценности достаточно трудно. Действительно, как перейти от изучения желаемых и одобряемых обществом идеалов и целей к реальным, существующим в сознании структурам ценностей?

Система ценностей отражает существенные цели, идеи, идеалы своей эпохи. Результаты исследований, проведенных в Санкт-Петербургском университете, показали, что в 1930-1950-е гг. среди ценностей на первом месте были романтика и трудолюбие; в 1970-1980-е - практичность и настойчивость. За период с 1988 до 1990 г. возросла ценность индивиду­ального человеческого существования и снизилась ориентация на широкую человеческую общность. Соотнося ценности с тем или иным социокультурным основанием, в недрах которого они возникли, их можно классифицировать следующим образом:

Традиционные, ориентированные на воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни;

Современные, ориентированные на инновации и прогресс в достижении рациональных целей;

Общечеловеческие, в равной мере ориентированные и на воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни, и на их инновации.

Можно различать ценности и по отнесению их к соответствующим потребностям индивидов:

Витальные (благополучие, комфорт, безопасность);

Интеракционистские (общение, взаимодействие с другими людьми);

Смысложизненные (нормы и образцы поведения, одобряемые в данном этносе, обществе, культуре). По роли ценностей для функционирования и развития общества как целостной системы их подразделяют как:

Преимущественно интегрирующие;

Преимущественно дифференцирующие;


Одобряемые;

Отрицаемые.

Для прикладных целей важна типология ценностей по их месту в статусно-иерархической структуре ценностного сознания членов общества. По данному основанию выделяются:

«ядро», т.е. ценности высшего статуса (фундаментальные нравственные ценности, их разделяет не менее 50% населения);

«структурный резерв», т.е. ценности среднего статуса, которые в определенное время могут перемещаться в «ядро» (в этой области наиболее интенсивно проявляются ценностные конфликты), их одобряет 30-45% населения:

«хвост», т.е. ценности низшего статуса, их состав малоподвижен (как правило, они унаследованы от прошлых пластов культуры), их разделяет менее 30% населения России.

Таблица 3.1 Социокультурные параметры ценностей*

Ценности

Цели-средства

Цивилизационная принадлежность

Соотнесенность с потребностями человека

терми­нальные инстру­менталь­ные традици­онные совре­менные общече­ловеческие витальные интсрак-ционные социали-зацион-ные смысло-жизнен-ные
Жизнь человека + + ++
Свобода + + + + ++
Нравственность + + + ++
Общение + + ++
Семья + + + ++
Работа + + ++
Благополучие + + +
Инициативность + + ++
Традиционность + +
Независимость + + +
Самопожертвование + + ++
Авторитетность + ++
Законность + + ++ + +
Вольность + + ++ +

* «+» имеется соответствие; «++» имеется хорошее соответствие

Специалистами зафиксированы изменения в статусно-иерархической структуре 14 базовых (терминальных и инструментальных) ценностей, произошедшие за период реформирования российского общества в 1990-е гг. (табл. 3.1).

Особенность ценностей как феноменов культуры состоит в том, что даже противоположные ценности могут совмещаться в сознании одного человека. Поэтому типология людей по критерию ценностей представляет особую сложность и не совпадает с типологией населения по социально-профессиональным характеристикам. Ниже приведено изменение распространенности ценностей россиян с 1990 по 1994 г., т.е. за период" наиболее резких изменений объективных условий социальной среды (табл. 3.2).

Российское общество меняется. Этим изменениям, по сути, нет исторических аналогов. Конфликт ценностей в современном российском обществе очень сложный и многоплановый. Поскольку именно ценности являются системообразующим компонентом культуры, необходимо при анализе взаимодействия их и социального поведения индивидов учитывать прежде всего изменения в системе ценностей. Если раньше взаимодействие «шло» от потребностей к ценностям через интересы, то сегодня все в большей мере импульс взаимодействия исходит от ценностей к интересам и от них - к потребностям.

Таблица 3.2 изменение распространенности ценностей россиян (1990-1994),%

Ценности

Ценности

Место ценностей и социокультурной эволюции

Основной массив Горячие точки

Доминирующие

Законность 1 65,3 80,0 74,8 1 Законность

Универсальное терминально-интегрирующее ядро

Общение 2 65,1 67,0 73,9 2 Общение
Семья 3 61,0 65,0 69,3 3 Семья

Между оппозицией и доминированием

Работа 4 50,0 61,9 56,1 4 Свобода
Нравственность 5 48,4 53,2
Свобода 6 46,1 49,5 5 Независимость

Модернистский терминально-интегрирующий резерв

Жизнь индивида 7 45,8 51.0 49,6 6 Жизнь индивида
50,4 46,7 7 Нравственность
49,0 44,1 8 Работа

Оппозиционные

Самопожертвование 8 44,0 44,0 44,9 9 Инициативность

Смешанный инструментальный дифференциал

Традиционность 9 41,0 44,0 37,1 10 Традиционность
Независимость 10 40,0
Инициативность 11 36,2 38,3 34,3 11 Самопожертвование

Ценности меньшинства

Вольность 12 23,3 32,0 25,0 12 Благополучие

Смешанный дифференцирующий «хвост»

Благополучие 13 23,0 23,9 24,7 13 Вольность
Авторитетность 14 18,0 20,0 19,6 14 Авторитетность

В связи с этим и при рассмотрении норм взаимодействия индивидов также следует исходить из системы и динамики ценностей. Социальные нормы реализуются в человеческих взаимоотношениях, социальном взаимодействии. Это своеобразные социальные эталоны установления модального должного поведения (должного с точки зрения общества). Они выполняют функцию интеграции, упорядочения жизни индивидов, групп, общества. Главное в норме - ее предписывающий характер. Соблюдение норм приводит к исключению влияния случайных мотивов; они обеспечивают надежность, стандартность, предсказуемость поведения. Все социальные нормы можно разделить на универсальные (нравы, обычаи), внутригрупповые (ритуалы), личностные, индивидуальные. Все нормы являются безличными правилами поведения. Степень их осознанности и действенности проявляется в том, что человек знает о последствиях своих действий для других людей и признает свою ответственность за поступки в соответствии с нормами.

Вопросы и задания для повторения

1. Охарактеризуйте понятие «ценности».

2. Какие классификации ценностей вам известны?

3. Охарактеризуйте «систему ценностей»

Если представить систему ценностей человека , как вертикальную шкалу и разбить её на отдельные составные части, то на самой верхней отметке этой шкалы будет жизнь. Затем по нисходящей – здоровье, которое, как потенциал, поддерживает эту жизнь. Эти две компоненты даны человеку при рождении. В зависимости от того, как человек распорядится этим потенциалом (утратит, умножит, рационально распределит) зависит его жизнь.

Здоровье – это внутренний, жизненный потенциал, а не отсутствие болезней.

Это уровень устойчивости жизненных сил, тела, души, разума человека. По мере того, как человек растёт и развивается, он выстраивает отношения (взаимодействует) с окружающим миром. Это прежде всего мать, затем окружающие родственники. Потом детский коллектив (сад, школа), учебные заведения, работа.

В таком же порядке формируется система ценностей. Если порядок нарушается (происходят искажения), систему лихорадит. Человек теряет ориентир, берётся за разные дела, тратит на это много сил и энергии (думает, что это самое важное), а в итоге понимает, что не это надо было делать. В результате - разочарование, дискомфорт.

Посмотрите вокруг себя. Как много людей во главу угла поставили зарабатывание денег. Чем больше работают, тем меньше времени (и сил) остается на себя, своих близких, друзей, хобби. Это воронка, которая засасывает все больше и больше. В результате - здоровье утрачивается (намного быстрее, чем нам представляется), личная жизнь не складывается, отношения с родственниками портятся, друзья, знакомые отходят куда-то на задний план. Знакомо? Жизнь совсем не та, о какой мечтали.

С чего начать? Как определиться?

Для начала возьмите лист бумаги и напишите, что для вас самое ценное в жизни. Пишите в том порядке, что будет приходить в голову.

После этого расставьте приоритеты. По – порядку: 1,2,3 и т.д. по степени важности и проставьте в процентном отношении насколько это важно.

Затем нарисуйте круг в центре точка – это вы и от этой точки по секторам строго, выдерживая пропорцию в процентах, нарисуйте свои ценности, можно в цветовой гамме.

Это будет ваша система ценностей, ваше жизненное пространство.
Посмотрите, все ли вас устраивает? Если нет, то, за счет какого сектора, вы захотите что-то увеличить или внести что-то новое. Проанализируйте её, сделайте выводы.

Однажды на одном тренинге участники получили задание нарисовать систему ценностей. Одна девушка, закончив рисовать, горько расплакалась. Что же ее так взволновало?. Оказывается, в ее системе ценностей не было ее матери. «Но, ведь, я так люблю ее»,- сказала она. Тренер попросила посмотреть, что в ее системе ценностей поглотило время общения с мамой (именно это вытеснило ее из подсознания девушки) и внести корректировку. .
Когда это было сделано, девушка улыбнулась и сказала: «Сегодня же я куплю цветы, поеду к маме и скажу ей, что я очень люблю ее и никогда про нее не забываю». Это было очень поучительно для всех.

Если вам не понравится ваша система ценностей, не горюйте. Нарисуйте такую, в какой вам было бы уютно и примите это в свою жизнь.
Жизненные задачи решаются (по степени важности) в том же порядке, в каком выстроена система ценностей, начиная сверху, а именно: 1, 1.2, 1.3, 1.4 и т.д., затем 2, 2.2, 2.3 и т.д.(по вертикали и горизонтали). Если порядок нарушается – «залихорадит» и начнется процесс разрушения. Это не сразу заметно, проявляется во времени. Для того, чтобы восстановиться, включается процесс переосмысления.

Система ценностей имеет значение и при выстраивании отношений.

Если похожи – отношения гармоничные, люди говорят на «одном языке», если нет – конфликт. Два пути решения проблемы: или подкорректировать, изменив приоритеты, или искать созвучную пару.

Может ли меняться система ценностей?

Конечно. Это происходит часто. Например, нужно срочно заработать определенную сумму денег. Все силы, время отдаются работе, т.к. в данный момент это приоритетно. Важно, чтобы это не затягивалось надолго. Наверное, у каждого в жизни были моменты, когда самому было плохо или что-то случалось с близкими людьми. Мы думали о работе, о друзьях, о развлечениях? Нет! Мы все силы прикладывали к тому, чтобы скорее выйти из этой ситуации, потому, что нам было очень дискомфортно. Это гораздо важнее в жизни. Все это единый энергоинформационный процесс, который в физическом плане так же имеет проявления (причинно следственную связь).

В чем смысл жизни? Как прожить полноценную и счастливую жизнь? Что по-настоящему ценно в жизни? Правильно ли я живу? Это главные вопросы, на которые мы все пытаемся найти ответ... В этой статье я предлагаю вам новую возможность пересмотреть свои жизненные приоритеты и найти для себя ответы на эти «вечные» вопросы.

Когда я серьезно заинтересовался этой темой и начал поиск, то обнаружил, что лучшие ответы на эти вопросы дают нам люди, которые в своей жизни столкнулись лицом к лицу со своей смертью.

Я изучил книги-бестселлеры о людях, которые узнали, что очень скоро умрут и поменяли свои жизненные приоритеты; собрал различные исследования на тему «о чем сожалеют перед смертью»; добавил немного восточной философии и в результате получился этот список из пяти истинных ценностей в жизни каждого человека.

Если бы не моя болезнь, то я никогда и не задумался бы над тем, как прекрасна жизнь.

1. Самобытность

Все в жизни имеет свое назначение. У каждого живого существа на планете есть своя миссия. И у каждого из нас есть своя роль. Реализуя свои уникальные таланты и способности, мы обретаем счастье и богатство. Путь к своей уникальности и миссии лежит через наши желания и мечты еще с самого детства.

Индивидуальность - высочайшая ценность в мире.
Ошо.

Одна женщина (Бронни Вее) много лет проработала в хосписе, где ее задачей было облегчать душевное состояние умирающих пациентов. Из своих наблюдений она выявила, что наиболее частое сожаление у людей перед смертью, - это сожаление о том, что им не хватило смелости жить жизнью, правильной именно для них, а не жизнью, которую ожидали от них другие. Ее пациенты сожалели о том, что они так и не воплотили в жизнь многие свои мечты. И лишь в конце пути они осознали, что это было только последствием их выбора, который они сделали.

Составьте список своих талантов и способностей, а так же список любимых дел, в которых они выражаются. Так вы найдете свои уникальные таланты. Используйте их для служения другим. Для этого спрашивайте себя как можно чаще: "Чем я могу быть полезен (миру, людям, с которыми соприкасаюсь)? Как я могу служить?"

Смело бросайте нелюбимую работу! Не бойтесь нищеты, неудач и ошибок! Доверяйте себе и не беспокойтесь о мнении окружающих. Верьте всегда, что Бог позаботится о вас. Лучше один раз рискнуть, чем потом сожалеть о том, что вы прожили серую и бездарную жизнь, «убиваясь» при этом на нелюбимой работе в ущерб себе и своим близким.

Всегда помните, что вы уникальны, и ваша миссия – это дать максимум своей уникальности миру. Только тогда вы обретете истинное счастье. Так задумал Бог.

Откройте свою божественность, найдите свой уникальный талант, и вы сможете создать любое богатство, какое захотите.
Дипак Чопра



2. Самораскрытие и духовный рост

Перестаньте быть животным!.. Конечно, нам необходимо удовлетворять физиологические потребности, но только лишь для того, чтобы развиваться духовно. Люди в основном гоняются за материальным благополучием и озабочены, прежде всего, вещами, а не душой. Тогда, как первичный смысл и цель человеческой жизни заключаются в том, чтобы осознать, что он духовное существо и ничего материального ему, на самом деле, не нужно.

Мы не человеческие существа, получающие время от времени духовный опыт. Мы духовные существа, получающие время от времени человеческий опыт.
Дипак Чопра

Осознайте Бога внутри себя. Человек – это переходное существо от животного к духовному. И у каждого из нас есть ресурсы совершить этот переход. Чаще практикуйте состояние «Быть», когда у вас нет мыслей и вам ничего не нужно, когда вы просто ощущаете жизнь и наслаждаетесь ее полнотой. Состояние «здесь и сейчас» - это уже духовное переживание.

Среди нас есть люди, немного, но есть, которые понимают, что начинать откладывать деньги на старость надо еще в то время, пока она далеко, чтобы успела скопиться определенная сумма…Так почему бы заодно не позаботиться и о том, что важнее денег, о душе?
Юджин О’Келли, «В погоне за ускользающим светом»

И не надо самосовершенствоваться, вы уже совершенны, потому что вы духовные существа. Занимайтесь самораскрытием.

Познать себя как можно лучше, чтобы быть как можно большим для мира – это важнейшая задача человека.
Робин Шарма

Даже тогда, когда вы достигаете целей, истинный успех связан не с достижением, а с теми переменами в сознании, которые произошли, как неизбежное следствие вашего продвижения к этим целям. Дело не в реализации целей, а в том, что происходит с вами в процессе ее достижения.

3. Открытость

Как часто перед лицом смерти люди сожалеют о том, что им так и не хватило смелости выразить любовь своим родным и близким! Они сожалеют о том, что часто подавляли свои эмоции и чувства, потому что боялись реакции окружающих. Они сожалеют, что не позволили себе быть более счастливыми. Лишь в конце пути они осознавали, что быть счастливым или нет – это вопрос выбора.

Каждое мгновение мы выбираем реакцию на ту или иную ситуацию, и каждый раз по-своему интерпретирует события. Будьте бдительны! Следите за своим выбором каждое мгновение.

Что посеешь, то и пожнешь.
Народная мудрость

Что нужно сделать, чтобы стать более открытым?

  1. Дайте волю своим эмоциям и чувствам. Покатайтесь на самом крутом аттракционе и покричите в свое удовольствие; поделитесь своими чувствами с другими людьми; станьте оптимистом - радуйтесь, смейтесь, веселитесь, несмотря ни на что.
  2. Примите себя и жизнь такой, какая она есть. Позвольте себе быть таким, какой вы есть, а событиям случаться самим. Ваша задача мечтать, двигаться и наблюдать, какие чудеса преподносит вам жизнь. И если что-то складывается не так, как вы хотели, значит будет еще лучше. Просто расслабьтесь и получайте удовольствие.
Я умираю и веселюсь. И я собираюсь веселиться каждый отпущенный мне день.
Рэнди Пауш «Последняя лекция»


4. Любовь

Печально, но многие люди лишь перед лицом смерти осознают как мало было в их жизни любви, как мало они радовались и наслаждались простыми радостями жизни. Мир преподнес нам столько чудес! Но мы слишком заняты. Мы не можем оторвать взор от своих планов и насущных проблем, чтобы взглянуть на эти дары и насладиться ими.

Любовь – это питание для души. Любовь для души – это то же самое, что пища для тела. Без пищи тело слабо, без любви слаба душа.
Ошо

Самый лучший способ поднять волну любви в своем теле – это благодарность. Начните благодарить Бога за все, что он преподносит вам каждое мгновение: за эту пищу и крышу над головой; за это общение; за это ясное небо; за все, что вы видите и получаете. И когда вы поймаете себя на раздражении, сразу спрашивайте себя: "Почему я должен быть благодарен сейчас?" Ответ придет из самого сердца, и, поверьте, он вас воодушевит.

Любовь - это энергия, из которой соткан мир. Станьте миссионером любви! Дарите людям комплименты; заряжайте любовью все, к чему прикасаетесь; давайте больше, чем получаете…и двигайтесь по жизни от сердца, а не от головы. Именно оно подскажет вам самый верный путь.

Путь без сердца никогда не бывает радостным. Уже для того, чтобы на него выйти приходится тяжело работать. Напротив, путь, у которого есть сердце, всегда легкий; чтобы его полюбить, не нужно особых усилий.
Карлос Кастанеда



5. Отношения

Когда проходит жизнь и в повседневных заботах мы часто теряем из виду своих родных и друзей, в конце пути мы будем чувствовать опустошение, глубокую печаль и тоску…

Как можно чаще проводите время с теми, кого любите и цените. Они – это самое дорогое, что у вас есть. Всегда будьте открыты для общения и новых знакомств, это обогащает. Как можно чаще дарите людям свое внимание и восхищение ими, - все это вернется к вам. С радостью и бескорыстно помогайте, дарите и так же с радостью принимайте дары от других.

Блаженство тоже заразительно, как любая болезнь. Если ты помогаешь другим быть счастливыми, по большому счету ты помогаешь быть счастливым самому себе.
Ошо

PS: Недавно в сети наткнулся на интересный опрос: «О чем вы будете сожалеть перед смертью?» 70% участников ответило «Когда придет время, тогда и узнаем...».

Так о чем Вы будете сожалеть в конце своего пути?

Авторы: Степан Степанович Сулакшин - генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор; Надежда Андреевна Хвыля-Олинтер - эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.соц.н.

В мае 2016 года Центром научной политической мысли и идеологии был проведен экспертный опрос. Цель исследования заключалась в выявлении ценностно-мотивационных установок современной российской молодежи и ее социокультурного и гражданского потенциала.

Эксперты высказывали мнение по следующим вопросам. Отличается ли современная молодежь по своим социокультурным свойствам от старших поколений? Можно ли утверждать, что молодое поколение бесперспективно или кризисный подход в данном случае неуместен? Способны ли стать молодые люди значимым фактором возрождения страны?

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Отвечая на вопросы первого блока анкеты, эксперты по одиннадцатибалльной шкале давали свою оценку различным характеристикам молодежи разных поколений. В качестве ориентиров были выбраны четыре периода - 80-е и 90-е годы ХХ столетия и два первых десятилетия ХХI века. Эти вехи являются знаковыми с точки зрения происходящих в нашей стране исторических событий и потому накладывают определенный отпечаток на социокультурные характеристики людей, чье взросление приходится на данные временные промежутки.

Молодежь 80-х годов ХХ века социализировалась еще в рамках советской модели, и, несмотря на формирующиеся уже новые веяния, являлась воспреемником советской идеологии, транслируемой как средствами системы образования, так и в СМИ.

В 90-е годы произошел резкий слом многолетних устоев, отказ от традиционной системы ценностей. Фактически, становление молодежи происходило в условиях ценностной аномии и перестройки практически всех значимых с точки зрения процесса социализации институтов. Воспитательная функция из системы образования была устранена, а семьи поставлены перед необходимостью зарабатывать деньги в условиях так называемого «дикого рынка». Началось массовое увлечение западными субкультурами и западным образом жизни.

К началу ХХI века в России воплотились в жизнь неолиберальные каноны в том виде, который должны были они принять для нашей страны с учетом положений «Вашингтонского консенсуса», предполагающего, в частности, отсутствие собственной финансовой системы, либерализацию внешней торговли, отказ от государственного регулирования экономики и т. д. Конституционный запрет на общую для страны идеологию и цензуру существенно затруднил процесс становления молодых людей в русле традиционных позитивных ценностей. Активно началась коммерциализация системы образования, а присоединение России к Болонскому процессу в 2003 году повлекло за собой качественные изменения в сфере образования.

Второе десятилетие текущего века ознаменовалось яркими внешнеполитическими событиями, в связи с которыми произошли заметные изменения в риторике политических элит. Все чаще стала слышна апелляция к патриотизму, национальному самосознанию, единению. Президент даже выдвинул тезис о том, что именно патриотизм является национальной идеей в современной России. Однако существенных перемен в жизнеустройстве страны не последовало, и сознание российской молодежи, несмотря на всплеск патриотических настроений, все так же формируется в западноцентричной парадигме.

Четкие возрастные границы при определении молодежи не устанавливались намеренно, они остались подвижны, поскольку важнее восприятие ее с точки зрения процесса замещения молодым поколением старшего, то есть воспроизводства социальной структуры. В разные исторические периоды начало этого процесса может приходиться на разный возраст молодых людей и зависит от социально-политической и экономической ситуации в обществе, имеющихся возможностей самореализации, субъектного включения в общественные отношения и т. д.

Экспертам было предложено оценить различные поколения молодежи по следующим характеристикам: интеллектуальный потенциал, гражданская активность, уровень нравственности.

Согласно данным исследования, по указанным направлениям происходит выраженная деградация. Направление движения спектра хорошо видно на графиках (рис. 1–3) - качественные характеристики современной молодежи по сравнению с характеристиками молодежи 80-х годов ХХ столетия изменились в негативную сторону.

Рис. 1. Оценка интеллектуального потенциала советской и российской молодежи разных поколений (по 11-балльной шкале, где 1 - отсутствие потенциала, 11 - максимальный потенциал)

Рис. 2. Оценка гражданской активности советской и российской молодежи разных поколений (по 11-балльной шкале, где 1 - отсутствие потенциала, 11 - максимальный потенциал)



Рис. 3. Оценка нравственных качеств советской и российской молодежи разных поколений (по 11-балльной шкале, где 1 - отсутствие потенциала, 11 - максимальный потенциал)

Обращает на себя внимание то, что график, отражающий интеллектуальный потенциал современной молодежи (рис. 1), имеет два локальных макимума. Объясняться это может тем, что экспертная оценка отражает растущее расслоение в российском обществе, в ходе которого формируется две страты молодых людей - «элита», имеющая доступ к качественному образованию, и «простонародье», чей интеллектуальный уровень сильно контрастирует с уровнем первой группы.

Похожий эффект наблюдается и на графике, демонстрирующем результаты оценки гражданской активности. Часть молодежи предстает практически аполитичной, не имеющей четкой самостоятельной позиции в социальной и правовой сферах. Другая часть - активно отстаивающей собственные интересы. В контексте существующей на сегодняшний день колоссальной разницы в доходах российского населения, закономерно влекущей дифференцированный доступ, в том числе, к образовательным ресурсам (в условиях коммерциализации образования), полученный результат очень важен.

Была посчитана усредненная балльная оценка по исследуемым характеристикам поколений молодежи. Наибольшие изменения фиксируются в сфере нравственности. Бальная оценка относительно нравственного состояния современной российской молодежи оказалась почти в полтора раза ниже (т. е. хуже), чем оценка молодого поколения конца советского периода (рис. 4).

Рис. 4. Динамика характеристик молодежи разных поколений

Полученный результат релевантен данным широко известного исследования, проведенного в Институте психологии РАН, показавшего эскалацию негативных характеристик социума, начавшуюся с вхождением в неолиберальный период . Однако в данном случае речь идет о молодежи, столь резкое ухудшение социального потенциала, которой влечет за собой ускорение деградации общества, и, в контексте процесса замещения поколений, минимизирует шансы на его оздоровление.

Есть исследования, выявившие оценку молодежи представителями старшего поколения. В частности, подобные опросы проводил ВЦИОМ, в 90-е годы ХХ века осуществивший четыре волны мониторинга. Результаты получились схожими - респонденты положительно отмечали способность молодых людей быть независимыми, самостоятельными, творческими и инициативными, но указывали на деградацию образованности, дисциплинированности, стремления повысить профессионализм, перенимать опыт и т. д.

Важнейшие с точки зрения понимания социального портрета человека ценности могут быть нанесены на шкалы, отражающие степень выраженности (предпочтения) этих ценностей и их антиподов. Это делает возможным выявление ценностной матрицы той или иной цивилизации, народа, социальной группы. Сотрудники Центра Сулакшина разработали т.н.реостаты базовых ценностей:

1. труд - рента - присвоение;
2. коллективизм - индивидуализм - эгоизм;
3. нематериальные ценности - материальные ценности - накопительство;
4. инновации - консерватизм - реакционность;
5. альтруизм - рационализм - корысть;
6.терпимость - неприятие иного - человеконенавистничество;
7. сопереживание - безразличие - презрение;
8. креативность - пассивность ума - догматизм;
9. любовь, семья, дети - страсть, секс - извращения;
10. ценность человеческой жизни - пренебрежение жизнью - садизм;
11. стремление к совершенству - нетребовательность - стремление к разрушению;
12. духовное удовлетворение - физическое удовлетворение - гедонизм.

Экспертный опрос, проведенный на основе методологии ценностных реостатов, позволяет выработать ценностно-мотивационный портрет, как всего российского социума, так и отдельных его групп. По данной методике исследование проводилось в 2015 году относительно всего российского общества в целом, а в 2016 году - применительно к молодому поколению современной России. На графиках (рис. 5–16) показано сопоставление результатов этих двух исследований, из которых хорошо видна разница состояния молодежи и социума в целом.

Рис. 5. Отношение к труду (где на оси отражены следующие позиции: 1- Большинство считает, что если человек имеет возможность безнаказанно присвоить себе результаты чужого труда, он может это сделать; 6 - Большинство полагает, что человек не обязан зарабатывать себе на жизнь трудом и может жить за счет ренты (доходы от сдачи внаем недвижимости, % с капитала и пр.); 11 - Большинство считает, что каждый человек должен зарабатывать себе на жизнь только собственным трудом)

Рис. 6. Коллективные и индивидуальные цели и ценности (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Для людей имеет значение только личный успех; 6 - Большинство считает, что успех коллектива важен, но только в том случае, если он не противоречит собственным интересам; 11 - Большинство считает, что успех социума, коллектива гораздо важнее, чем индивидуальный успех)

Рис. 7. Отношение к ценностям (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство считает, что каждый человек должен стремиться к накоплению как можно большего количества материальных ценностей. Не существует понятия достаточности денег, чем их больше - тем лучше; 6 - Большинство считает, что каждый человек должен, прежде всего, стремиться обеспечить себе материальный достаток. Деньги и богатство не менее важны, чем нематериальные ценности; 11 - Большинство считает, что главное в жизни человека - нематериальные ценности. Богатство вторично)

Рис. 8. Отношение к новшествам (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство считает, что все самое лучшее уже давно придумано и от всех этих инноваций один вред; 6 - Большинство ко всем изменениям общественной жизни относится с осторожностью. Сохранность порядка для них часто лучше, чем изменчивость; 11 - Большинству необходимо постоянно привносить в жизнь общества что-то новое. Обновление - это благо)

Рис. 9. Отношение к альтруизму (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство считает, что никто не должен помогать окружающим людям, если он не имеет от этого выгоды. Любое усилие должно быть вознаграждено; 6 - Чаще считают, что каждый человек может помогать окружающим людям, если это происходит не в ущерб его личным интересам; 11 - Большинство считает, что каждый человек должен независимо от выгоды для себя помогать окружающим его людям)

Рис. 10. Степень терпимости (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство терпеть не может людей в принципе, как похожих на них, так и не похожих, считая, что в них нет и не может быть ничего хорошего; 6 - Большинству не нравятся люди, которые не похожи на них. Их раздражает нахождение в их окружении человека другого образа мыслей (веры, расы, национальности и др.); 11 - Большинство людей считают, что каждый человек должен принимать окружающих такими, какие они есть, и относиться без враждебности, даже если они не похожи на него (за исключением случаев, когда непохожесть человека вызвана моральными уродствами)

Рис. 11. Отношение к окружающим (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство людей считают, что в этом мире каждый сам за себя и выживает сильнейший. Те, кто не способен обеспечить себя, достойны презрения; 6 - Большинство считают, что человек не должен сопереживать или беспокоиться о других. Никого не должны волновать чужие проблемы; 11 - Большинство считает, что каждый человек должен сопереживать горю или жалеть других людей, даже посторонних)

Рис. 12. Отношение к творчеству (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство считает, что творчество - бесполезная трата времени. Жить нужно по установленным канонам; 6 - Большинство считает, что существуют области деятельности, где творчество не уместно и не нужно; 11 - Большинство молодых людей считают, что каждый человек в любую свою деятельность, даже рутинную, должен вносить элементы творчества)

Рис. 13. Отношение к любви, семье, детям (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство считает, что единственная цель интимных отношений - получение удовольствия в любых формах без каких-либо ограничений; 6 - Большинство думает, что семья и дети - не самое главное в жизни. Если человека влечет страсть, он может свободно вступать в интимные отношения не обязательно с намерением создать семью и родить детей; 11 - Семья и дети - самое главное в жизни. Большинство молодых людей считают, что каждый человек должен вступать в интимные отношения только по любви и для создания семьи и рождения детей)

Рис. 14. Отношение к человеческой жизни (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство считает, что мучение и убийство человека вполне приемлемы; 6 - Большинство считает, что есть вещи важнее человеческой жизни; 11 - Большинство считает, что жизнь человека (человеческая жизнь вообще, а не только собственная) - абсолютная ценность. Убийство и самоубийство не может быть оправдано ничем)

Рис. 15. Установки и стремления (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство считает, что стремление и склонность к разрушению заложена в природе человека и не следует ей противиться; 6 - Большинство считает, что человека не должен волновать вопрос о совершенствовании себя и окружающего мира. Вполне приемлемо удовлетворяться имеющимся; 11 - Большинство считает, что каждый человек должен стремиться совершенствовать себя и делать мир лучше)

Рис. 16. Отношение к удовлетворению потребностей (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство считает, что жить нужно для того, чтобы получать максимальное наслаждение от удовлетворения физических потребностей (например, стремиться к роскоши); 6 - Большинство считает, что для человека стремиться удовлетворить физические потребности (в еде, безопасности, комфорте и т. д.) важнее, чем духовные; 11 - Большинство считает, что для человека важно стремиться удовлетворить духовные потребности (в семье, дружбе, любви, созерцании прекрасного, эстетические потребности и др.), чем физические потребности)

Кроме того в данный перечень были включены такие важные характеристики, как желание изменить мир к лучшему, отношение к культуре и традициям своей страны, постановка вопроса о смысле жизни (рис. 17–19).

Рис. 17. Жизненные цели и стремления (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство испытывает сильное раздражение по поводу ситуации, складывающейся в их жизни и в мире вокруг них. Остро ощущают желание разрушить все до основания; 6 - Большинство не чувствует в себе сил и желания изменить ситуацию к лучшему; 11 - Люди, как правило, отлично знают, чего хотят, готовы изменить свою жизнь и мир вокруг к лучшему и прилагают к этому все силы)

Рис. 18. Национальное самосознание (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство стыдится того, что живет в России, презирает эту страну, ее культуру и ценности, и хочет ее покинуть; 6 - Большинству безразлично, в какой стране жить, все зависит от конкретных условий жизни; 11 - Большинство людей гордятся тем, что живут в России, любят свою страну, ее культуру и традиции. Они уверены, что никогда ее не покинут по своему желанию, и будущее своих детей они видят только в России)

Рис. 19. Мировоззренческие установки (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинству не важно ничего, кроме обстоятельств и выгоды, которые направляют и определяют их поступки; 6 - Вопрос о мире, сознании, смысле жизни, человеческих ценностях и жизненных ориентирах большинство не волнует. 11 - У большинства уже сложилась четкая система представлений о мире, сознании, смысле жизни, человеческих ценностях и жизненных ориентирах, которые определяют их поступки)

В большинстве характериограмм заметно системное смещение ценностных ориентаций молодежи. Это подтверждает состоятельность результата и тревожный тренд по существу. В результате получен ценностно-мотивационный портрет современных россиян и российской молодежи. Усредненная оценка экспертами степени выраженности вышеперечисленных ценностей в сознании представителей указанных групп представлена на рис. 20.

Рис. 20. Соответствие ценностных характеристик россиян категориальному образцу человека «идеального» (по 11-тибалльной шкале, где 1 - минимальное соответствие, 11 - максимальное)

Чем больше значения, по которым строятся графики, удаляются от единицы, тем сильнее характеристики сообщества приближаются к характеристикам «человека категориального», то есть некому идеальному образцу с максимально выраженными положительными свойствами. Как видно на диаграмме, текущее состояние российского социума вызывает тревогу по многим показателям. Очевидно, что молодое поколение значительно отличается от поколения своих родителей и, к сожалению, не в лучшую сторону. Происходит процесс расчеловечения.

Можно проследить, по каким свойствам молодежь отличается от общества в целом в большей степени, рассчитав разницу балльных оценок по каждой характеристике (рис. 21).

Рис. 21. Разница выраженности характеристик молодого поколения и общества в целом

Позитивное опережение для молодежи в правой части гистограммы скорее всего просто отражает свойства молодости. Заметнее всего специфика молодежи проявляется в оценке их отношения к окружающим. Это итоги либералистической атаки на сознание. Способность сопереживать проблемам людей утрачивается, а принцип «выживает сильнейший» начинает превалировать. Случайно ли это? Ведь именно либерализм, утверждая конкурентный подход, отличается лоббированием интересов экономически сильными субъектами. По факту, в либеральных обществах небольшие группы людей, обладающие рычагами управления ресурсами (материальными, природными, человеческими, финансовыми, информационными, военно-политическими), в угоду своим интересам перераспределяют блага в пользу меньшинства. Эта же модель воспроизводится молодежью, только уже на уровне межличностного взаимодействия.

Закономерен в связи с вышеизложенным сдвиг и в отношении к ценностям, в сфере выбора между материальным и нематериальным. Ориентация на духовность молодым поколением постепенно утрачивается, а стремление к накопительству усиливается. В эпоху либеральных рыночных отношений и массовой пропаганды культуры потребления подобный тренд спрогнозировать несложно.

Всероссийские опросы этот тренд подтверждают. Например, в ответах на вопрос «Хотели бы Вы быть богатым человеком?» абсолютно четко просматривается возрастная дифференциация. Положительный ответ дают 71% молодежи (от 18 до 30 лет), 33% людей в возрасте старше 60 лет . То есть молодежь ориентирована на материальные ценности в два раза сильнее, чем старшее поколение - разница значительная.

Третьим компонентом по степени выраженности различий между социумом и молодежью стало национальное самосознание. Косвенно этот вопрос можно проиллюстрировать проблемой снижения уровня патриотизма, которая, в первую очередь в молодежной среде, стоит крайне остро. Некоторые исследователи указывают на то, что число патриотов в стране растет, в том числе и среди представителей молодежи. Но надо понимать, что в понятие «патриотизм» каждый может вкладывать свой смысл, особенно если долгое время не было принято объяснять, что это такое, да и вообще обращаться к данной тематике.

На патриотическую риторику властей молодежь действительно откликается - если в 2000 году доля россиян в возрасте от 18 до 24 лет, однозначно заявляющих, что они не являются патриотами, составляла 23%, то в 2014 году таковых стало гораздо меньше - 14%. Однако уровень патриотизма среди молодежи ниже, чем в целом у населения. Кроме того, представления молодых людей о патриотизме существенно отличаются от тех, которые распространены в других возрастных группах. Например, каждый третий студент (31%) в 2014 году выразил уверенность, что можно быть патриотом и хотеть при этом уехать в другую страну, а 55% придерживается аналогичной точки зрения относительно имеющих двойное гражданство. Респондентам старше 60 лет принять такой патриотизм намного сложнее - таковых среди них оказалось 16% и 39% соответственно (рис. 22–23).

Рис. 22. Доля считающих, что патриотом может быть человек, который хочет переехать в другую страну

Рис. 23. Доля считающих, что патриотом может быть человек, имеющий двойное гражданство

Надо отметить, что методологически не совсем правильно сравнивать показатели общества в целом с молодежью, поскольку молодое поколение тоже является частью социума. Однако если учесть эту допущенную вольность в исследовательском подходе, то картина рисуется еще более критическая, так как различия между молодежью и старшими поколениями оказались бы еще более выраженными, а динамика негативных трендов - еще более резкой.

Отличия молодого поколения могут быть очевидны не для всех, поэтому экспертов просили конкретизировать, заметна ли разница в характеристиках молодежи и, если да, то в чем она заключается. Большинство экспертов уверены, что молодые люди по одним своим качествам опережают старшее поколение, по другим - уступают (рис. 24).

Рис. 24. Ответы экспертов на вопрос «Верно или неверно утверждать, что современная молодежь заметно отличается по своим характеристикам от старших поколений?»

«В плюс» молодежи эксперты засчитывали чаще всего мобильность, коммуникабельность, активность, обучаемость, компьютерную грамотность, владение технологиями, адаптивность и оптимизм. «В минус» - низкий уровень воспитания, нравственности, культуры, эрудиции, отсутствие опыта.

Сможет ли современное молодое поколение стать фактором обновления страны? По этому вопросу мнения экспертов разделились. Большинство избегает крайних оценок, но самый популярный ответ, тем не менее, позитивен. 44% экспертов полагают, что потенциал положительных изменений новое поколение россиян имеет, но для его реализации требуются некоторые условия (рис. 25). Эксперты конкретизировали свои ответы, и оказалось, что чаще всего в качестве такого условия выступает ценностно-идеологический фактор. Если государство возродит национальную идеологию и реанимирует воспитание традиционных ценностей, результат, скорее всего, последует положительный и страна имеет шансы на возрождение.

Рис. 25. Ответы экспертов на вопрос «Способно ли молодое поколение современной России стать фактором ее позитивного преобразования и возрождения?»

Постлиберальная идеология должна корреспондировать с традиционным ценностным пакетом россиян, чего на данный момент не происходит.

В ходе социологического исследования молодые люди отвечали на вопрос «Для молодого поколения одни ценности старшего поколения являются близкими, а другие ценности - далекими. По Вашему мнению, какие ценности старших для Вас сегодня являются близкими?». Такие ценности как уважение к культуре и истории своей страны, коллективизм, любовь к Родине не входят в число приоритетных в сознании современной молодежи, являясь важными для старшего поколения (рис. 26).

Рис. 26. Отношение молодежи к ценностям старшего поколения

Преемственность поколений не сработала (этому, в частности, способствовали деидеологизация и коммерциализация систем образования и воспитания), молодежь не усвоила органично базовые традиционные ценности, нарушилось единство системы «личность-общество», социум дезинтегрировался.

Ценностный кризис очевиден. Одна из ключевых его причин заключается в том, что общенациональная идеология, задающая ориентиры развития государства, общества и личности, не закреплена на государственном уровне, более того, конституционно запрещена. Вместо этого провозглашено идеологическое многообразие. О возрождении духовно-нравственных скреп в таких условиях говорить крайне сложно.

Не случайно эксперты, оценивая факторы, сдерживающие позитивный преобразовательный социокультурный и гражданский потенциал молодежи, на вторую позицию по значимости ставят отсутствие идеологически выстроенной молодежной политики (рис. 27). Наиболее значительным фактором выступает действующая модель школьного образования. Однако мыслить ее в отрыве от идеологического контекста невозможно. Третий по важности фактор - мода на западные ценности. И вновь это напрямую связано с запретом на общую государственную идеологию.

Рис. 27. Факторы, сдерживающие позитивный преобразовательный социокультурный и гражданский потенциал молодежи

Итак, вопрос сохранения и приумножения социального потенциала стоит перед современной Россией крайне остро. Динамика отражает выраженный тренд на ухудшение качества молодого поколения. Но, тем не менее, видно, что имеет место и некоторое насыщение этого процесса - резкое ухудшение характеристик молодежи, начавшееся в постсоветское время, в современный период сгладилось (рис. 4). Важно понимать в каком направлении продолжится развитие. Достиг ли процесс своей критической точки, после которой последует улучшение ситуации, или же это лишь временная ремиссия, влекущая за собой резкое ухудшение «симптомов».

Страшно подойти к «точке невозврата». Последовательная смена нескольких поколений людей, социальные характеристики которых ухудшаются, делают крайне затруднительным процесс возрождения нации. В свете вышеописанного ситуация в России представляется довольно серьезной, требующей серьезных изменений по множеству ключевых направлений жизнедеятельности государства и общества, качества государственного управления, активизации пассионарность нации. Важным шагом на пути преобразования страны может стать создание новой общественно-политической силы , способной консолидировать поколения на основе созидательных традиционных цивилизационно специфических ценностей.

ПРИМЕЧАНИЯ

Подать заявку на вступление в экспертное сообщество можно на сайте

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: ретроспектива и перспектива / http://www.civisbook.ru/files/File/molodeg_perspektivy.pdf

Юревич А.В., Юревич М.А. Динамика психологического состояния российского общества: экспертная оценка // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв. ред. А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. С. 21–41.

Козлова Т.З. Оценка старшим поколением молодёжи. // Философия старости: геронтософия. Серия «Symposium», Выпуск 24. / Сборник материалов конференции. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. C.104–105.

Данные опроса ФОМ, 2015 год, http://fom.ru/TSennosti/12055

Данные опросов Центра Юрия Левады, ВЦИОМ и ФОМ.

Отчет кафедры социологии молодежи социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова по исследованию «Политическая активность молодежи», 2008 г.